Выборы в Чечне: надежд на стабильность мало
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
По мнению обозревателей, запрет на участие в выборах в парламент республики 27 ноября кандидатов, выступающих за независимость Чечни, означает, что этот орган будет не в состоянии установить мир и стабильность в Чечне.
С начала 90-х это - уже третьи выборы, в которых кандидатами в депутаты регистрируются только независимые кандидаты и представители политических партий, признающих Чечню частью России. Ожидается, что в выборах победит верная Кремлю партия "Единая Россия", что подтвердит власть Москвы над этой территорией.
Несмотря на широко распространенный скептицизм по поводу значимости и юридической силы этих выборов, кандидаты, по-видимому, искренне уверены в том, что избирательный процесс протекает справедливо и что новый парламент сможет улучшить условия жизни рядовых чеченцев.
"Функционирование парламента - средство установления конституционного порядка в Чечне", говорит представитель Либерально-Демократической партии России Ахмад Ацаев.
Власти постарались придать выборам демократический лоск и зарегистрировали весь спектр политических партий от либеральных, например, Союза Правых Сил (СПС), до националистических, таких, как "Родина" и либерал-демократы, а также коммунистов на левом фланге, 350 кандидатов от всех партий состязаются за 58 мест в двухпалатном парламенте республики.
Некоторые обозреватели полагают, что этот неожиданный уклон в сторону политического плюрализма имеет целью успокоить Запад, имеющий вопросы по поводу демократического развития Чечни. "Этот парламент собирается, чтобы показать остальному миру, что демократические ценности важны для нас и международному сообществу не следует волноваться", говорит эксперт Мурад Нашхоев.
Самая большая из партий - "Единая Россия" - выдвинула 49 кандидатов, пользующихся поддержкой президента России Владимира Путина и других влиятельных политиков в Москве. Считается, что эта партия выиграет выборы и сформирует правительство республики. "Не будет преувеличением сказать, что наша партия сильная. Она имеет не меньше 27 тысяч местных сторонников", говорит высокопоставленный представитель "Единой России" и член парламента Руслан Ямадаев. "У нас есть партийные организации почти в каждом селе. Я думаю, выборы выиграем мы".
Ни один из кандидатов ныне не выступает за независимость Чечни, однако, прежде некоторые из них занимали высокие посты в сепаратистском правительстве убитого чеченского президента Аслана Масхадова. Позже они отказались от связей с ним и поклялись в верности Москве.
Один из таких кандидатов, представляющий на выборах СПС, Магомед Ханбиев - бывший министр обороны в правительстве Масхадова. Его брат Умар, проживающий во Франции, все еще остается на посту министра здравоохранения правительства Масхадова в изгнании.
Официальные лица Чечни стараются преподнести участие Магомеда Ханбиева в выборах как свидетельство их демократичности. "Это означает, что избирательная комиссия всем дает равные шансы. Любой, кто имеет на это право, может зарегистрироваться и стать кандидатом", говорит председатель комиссии Исмаил Байханов.
Ханбиеву, который значится вторым в списке СПС, фактически гарантировано место в парламенте, так как он заручился поддержкой самого влиятельного политика в республике Рамзана Кадырова, сына погибшего президента Чечни Ахмада Кадырова, который управляет милицией и военными. Руководитель сил безопасности заявил на собрании правоохранительных органов в Гудермесе в конце октября: "Магомед [Ханбиев] мой единственный кандидат".
Несмотря на таких друзей и покровителей, среди чеченцев он вряд ли кому по душе. Его предвыборные плакаты срываются почти сразу же после того как их вешают.
"Такие как Ханбиев - политические конформисты", говорит обозреватель Эдильбек Хасмагомадов. "Они плывут по течению и служат тем, кто в данный момент оказывается у власти".
По мнению ряда наблюдателей, отсутствие сторонников независимости среди кандидатов означает, что новый парламент вряд ли сможет принести мир и стабильность республике.
"Без представительства так называемых сепаратистов, будущий парламент не будет точным отражением политического спектра, существующего в нашем обществе", говорит обозреватель Эдильбек Хасмагомадов.
"Было бы всем лучше, если бы сепаратистам позволили действовать законными и мирными методами. Вместо этого, их загоняют в горы, где они вооружаются и становятся еще злее".
Однако, некоторые кандидаты поддерживают решение властей не допускать сторонников независимости к выборам. "А что хорошего они сделали, когда были у власти? Этим людям следует хорошо подумать, прежде чем пытаться опять нами управлять", заявил полковник российской армии Хаважи Асхабов, который баллотируется как независимый кандидат.
По мнению наблюдателей, проблема не только в том, что из-за недопущения сепаратистов пострадают действенность и законность парламента, а еще и в конституции Чечни, которая составлена таким образом, что парламент является всего лишь дополнением к исполнительной власти.
"У нас вначале провели референдум по конституции и избрали президента, а теперь избирается парламент, что следовало делать в самом начале, чтобы создать законодательную базу", сказал Хасмагомадов.
"Нам нужен парламент, который не будет полностью подчинен исполнительной власти. Нет сомнений, что победит "Единая Россия". Однако, говоря это, я имею в виду, что реальным победителем будет наша правительственная бюрократия и кланы, стоящие за этой партией".
По-видимому, международное сообщество относится к выборам так же скептически. Европейский союз отказался направить наблюдателей, объясняя это тем, что ему необходимо определиться с политикой России по отношению к Чечне. "Совет Европы направит маленькую группу для сбора информации, но не для наблюдения за выборами", говорится в заявлении миссии Европейского союза в Москве.
Неудивительно, что большинство чеченцев весьма скептически относится к выборам, особенно если учесть, что предыдущие выборы не принесли порядка и стабильности. "От таких событий как выборы и референдумы я многого не жду", сказал 41-летний программист из Грозного Абубакар Самбиев. "Нам говорили: проведем референдум и война закончится. Но ведь референдум не может прекратить войну. Этим людям нет до нас никакого дела. У них свои цели".
Тимур Алиев, координатор IWPR в Чечне.
Опубликовано 24 ноября 2005 года
источник: Кавказская информационная служба Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон)
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08