Общественность России продолжает обсуждать поправки Путина к закону об НКО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Владимир Путин
В Госдуму поступило заключение президента Путина с рекомендациями по переработке законопроекта о некоммерческих организациях (НКО). Закон рекомендовано смягчить, но как это сделать технически – решать самим депутатам. По мнению представителей НКО, тем самым Кремль снял с себя политическую ответственность за окончательный вариант закона, считают "Ведомости".
"Цели проекта заслуживают поддержки", – полагает президент, а вот предлагаемые механизмы должны быть скорректированы. Предлагается отказаться от государственной регистрации международных и иностранных организаций в качестве общественных, поскольку такая форма организации зачастую противоречит их национальному законодательству. Рекомендовано установить порядок, который обяжет их уведомлять "уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" о целях и задачах своей деятельности, а также отчитываться по объемам и целям финансовых операций. Уведомительные процедуры рекомендовано пройти в шестимесячный срок. Общественным объединениям, в том числе и отечественным, не имеющим юридического лица, позволено жить без него, однако отчитываться о получении грантов и любых других средств от иностранных организаций и граждан придется даже частным лицам. При этом президент напоминает о необходимости предусмотреть ответственность для тех, кто уклоняется от отчета о зарубежных источниках финансирования своей деятельности.
То, что глава государства не стал прямо вмешиваться в законодательный процесс, четко сформулировав поправки, а всего лишь высказал свою позицию, "внушает оптимизм", убеждена председатель Совета при президенте по содействию и развитию институтов гражданского общества Элла Памфилова. Теперь можно закон "довести до ума", считает она.
Впрочем, времени на доводку осталось не так много. Исправленный вариант законопроекта может быть готов ко второму чтению уже в понедельник, полагает глава парламентского комитета по госстроительству Владимир Плигин: профильный комитет трудился над ним в течение всех выходных. Депутат не видит проблем в отсутствии четко сформулированной законодательной инициативы со стороны Кремля: "Это традиционная форма работы, в заключении содержатся конкретные предложения, которые будут оформлены с точки зрения законодательной техники".
Однако далеко не все представители общественности, ознакомившись с заключением президента, готовы поверить в счастливое избавление. Председатель общественного движения "За права человека" Лев Пономарев полагает, что формат, в котором президент высказал свои пожелания, позволит парламентариям заложить в законопроект все, что изначально планировалось. "Налоговики нас и так проверяют, для контроля за доходами и расходами организаций не нужно было писать новый закон", – отмечает он. По мнению Пономарева, власть стремится наладить в первую очередь контроль за финансированием политической деятельности общественных организаций, хотя это понятие можно трактовать как угодно широко.
"Налоговые службы по определению не в состоянии проследить за соответствием финансовой деятельности НКО заявленным в уставе целям", – убежден зампред комитета по делам общественных организаций Александр Чуев. Даже объем их финансирования из-за рубежа до сих пор остается неподсчитанным. По его мнению, предложенная президентом "уведомительная" форма контроля за финансами иностранных организаций – это шаг, на который президент был вынужден пойти в связи с очевидным давлением Запада. "Мне очень жаль, что у нас такая серьезная и большая страна и мы не можем самостоятельно решить простые и понятные вопросы, которые связаны с техническим порядком деятельности наших НКО. Президент может быть связан какими то обещаниями – но в любом случае он пошел на определенную уступку". С депутатом не согласна Элла Памфилова, первой обсудившая с Путиным возможные последствия законопроекта. "Президента интересовало прежде всего негативное влияние на гражданское общество внутри страны, – говорит она. – Наоборот, чем больше Запад давит, тем больше оснований получить обратную реакцию. И уж тем более не является серьезным аргументом критика со стороны США: там хватает собственных проблем с правами человека". С ней соглашается бывший министр иностранных дел Андрей Козырев: "Это нормальная реакция президента на критику, которую законопроект встретил внутри страны, мнение международной общественности если и учитывалось, то гораздо в меньшей степени".
На самом деле уступки были заранее запрограммированы, убежден директор группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. Власть применила уже испытанную технологию: проси больше, получишь сколько нужно. "В результате президент смог проявить уважение и к Западу, и к правозащитникам, да и главные задачи оказались решены: пройдет перерегистрация НКО, а ощущение, что общественная деятельность ведется в основном на деньги Запада, уже сложилось".
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин поддерживает замечания президента РФ Владимира Путина к проекту закона о некоммерческих, неправительственных организациях.
"Я разделяю и согласен с замечаниями, которые содержатся в вашем заключении к этому закону. Но если бы серьезно дать возможность обсудить этот закон сразу, то можно было бы избежать ущерба, который был несомненно нанесен стране и руководству страны", - заявил Лукин в ходе встречи с президентом в субботу.
По его словам, "выводы, которые можно извлечь из первой версии закона о гражданстве (к нему президент также вносил поправки) и из этого закона - что нужно не дирижировать, как это иногда делают бюрократические структуры, продавливая закон, а просто поговорить с людьми. Качество закона значительно важнее, чем какие-то сроки, измеряемые иногда днями, для его прохождения", - отметил уполномоченный по правам человека.
Лукин добавил, что по-прежнему существуют "попытки давления бюрократии на общество", а в законодательном плане существует проблема, когда вместо серьезного обсуждения законодательных предложений идет попытка "их продавить, и в результате возникают серьезные проблемы". Прежде всего, отметил Лукин, это относится к рассмотрению в Думе закона о неправительственных. некоммерческих организациях, сообщило NEWSru.com.
Напомним, что президент России Владимир Путин направил свое заключение на законопроект о неправительственных организациях (НПО) председателю Государственной Думы РФ Борису Грызлову. Рассмотрение законопроекта нижней палатой российского парламента во втором чтении намечено на 16 декабря. Текст заключения проанализировал для "Кавказского узла" президент Центра развития демократии и прав человека, член Экспертного совета Уполномоченного по правам человека Российской Федерации Юрий Джибладзе.
В своем заключении Путин рекомендует исключить или изменить некоторые положения законопроекта, противоречащие международному праву. Так, иностранные НПО не должны, по его мнению, преобразовываться в российские общественные организации, что изначально следовало из текста, принятого Госдумой в первом чтении.
Федеральная регистрационная служба Минюста РФ (Росрегистрация) не должна, согласно документу, запрашивать финансово-хозяйственные документы у российских НПО, а общественные организации без статуса юридического лица не обязаны уведомлять государство о своем создании.
Однако, многие другие положения, критиковавшиеся российскими экспертами и Советом Европы, не учтены, считает Юрий Джибладзе. Так, ничего не говорится о запрете иностранцам создавать и участвовать в работе российских НПО, содержащемся в законопроекте. Оставлен и подтверждается принцип регистрации и отчетности всех НПО в органах Росрегистрации.
"Ничего не сказано в заключении президента о том, что чиновник регистрационной службы не должен на основании собственного суждения, а не вердикта суда, принимать решение о том, способствует ли учредитель экстремистской деятельности или отмыванию незаконно полученных средств. Сказано только, что "предлагаемый механизм регистрации всех иных российских некоммерческих организаций нуждается в уточнении. Это уточнение, в частности, должно касаться перечня документов, представляемых для регистрации, а также оснований для отказа в регистрации. Также ничего не говорится в документе о посещении мероприятий НПО чиновниками", - говорит член Экспертного совета Уполномоченного по правам человека России.
"Более того, - продолжает Джибладзе, - Владимир Путин предлагает ввести новые механизмы контроля за общественными объединениями. Все международные и иностранные неправительственные организации, как полагает президент, обязаны уведомлять уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о целях и задачах своей деятельности, об объемах выделяемых и получаемых средств, а также о конкретных целях их использования по форме, устанавливаемой правительством Российской Федерации. При этом, соответствующие уведомительные процедуры могли бы, по мнению президента, осуществляться по мере поступления средств и в зависимости от предполагаемого графика их использования. Это означает, что процедуры, устанавливаемые согласно законопроекту правительством, могут оказаться весьма жесткими и обременительными и распространяться на каждый проект или даже перевод средств".
Юридические (общественные объединения и другие некоммерческие организации) и физические лица, получающие финансовые средства на безвозмездной основе от международных и иностранных организаций, а также от иностранных граждан, должны, по предложению Путина, уведомлять об этом уполномоченный орган в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Он предлагает предусмотреть ответственность российских юридических и физических лиц, уклоняющихся от уведомления уполномоченного органа о том, что в своей деятельности они используют финансовые средства международных и иностранных организаций.
"Заключение Владимира Путина - шаг в правильном направлении, но недостаточный. Убраны, в основном, положения, явно противоречащие международному праву и Конституции РФ. Однако направленность закона на ужесточение контроля государства над деятельностью международных, иностранных и российских НПО осталась и даже усилилась. В то же время остается множество оснований для произвола и избирательного применения закона", - полагает Юрий Джибладзе.
"Особенно важно то, что в законопроекте не появляется определения недопустимой "политической деятельности", которую нельзя осуществлять на зарубежные средства. Это означает, что широкие полномочия по контролю и ограничению деятельности со стороны государства будут мотивироваться произвольной интерпретацией чиновниками того, что является этой самой недопустимой "политической деятельностью". Цель законопроекта (не на бумаге) четко сформулирована президентом, но про это в законе ничего не будет сказано. В этом самая опасная сохраняющаяся проблема", - заключает Юрий Джибладзе.
Напомним, что 23 ноября Госдума России рассмотрела в первом чтении проект закона об ужесточении правил регистрации некоммерческих неправительственных организаций. При необходимых 226 голосах за законопроект проголосовали 370 депутатов, против - 18, а 3 воздержались.
Проект закона об НПО вызвал волну недовольства среди российских и зарубежных неправительственных организаций, официальных лиц стран Запада. Президент США Джордж Буш поднял этот вопрос на встрече в Корее с президентом России Владимиром Путиным. Более пяти тысяч подписей гражданских активистов было собрано под обращением НПО "Нет - ужесточению контроля над гражданским обществом!". Свои претензии к законопроекту высказали члены Общественной палаты страны, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и другие известные общественные деятели. Весьма критическое заключение о законопроекте было передано Российской Федерации Советом Европы.
-
23 ноября 2024, 11:06
-
23 ноября 2024, 08:21
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43