Лидеры гражданских организаций надеются, что президент не подпишет законопроект, ужесточающий контроль за НКО
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
"Это хуже, чем преступление, это - ошибка". Такой фразой известного французского политика Талейрана прокомментировал корреспонденту "Кавказского узла" принятие сегодня в третьем чтении закона, ужесточающего контроль над некоммерческими неправительственными организациями (НКО и НПО), президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан.
"Этот закон не достигает тех целей, которых бы хотел потенциальный заказчик - президент Российской Федерации и при этом создает массу отрицательных внешних эффектов. Поэтому, я утверждаю, что это еще не конец. Совет Федерации, конечно, - нулевая возможность непринятия закона, при существующем политическом режиме. Вот за не подписание закона президентом я бы поборолся. А после президента, надо искать возможности для обращения в Конституционный суд", - считает Аузан.
"Этим законом устанавливается обратный порядок. В нормальных странах гражданское общество контролирует чиновников, а у нас наоборот. Этот закон - удавка на шее гражданского общества, без которого нормально государство функционировать не может. Мне бы хотелось надеяться, что президент не станет его подписывать", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Сегодня, по словам известной правозащитницы, она провела встречу с председателем Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России Эллой Памфиловой, на которой Памфилова обещала просить Путина не подписывать законопроект № 233364-4.
"Учитывая, что формулировки данного закона не всегда конкретны, это откроет возможности для произвола. Т. к. часть положений должно расшифроваться правительством, то существует опасность того, что убранные ко второму чтению ущемляющие положение общественных организаций положения, могут появиться теперь в постановлениях правительства. Пока не определена процедура, частота отчетности перед регистрирующим органом. Если это надо будет делать, скажем, по мере денежных трат, то мы просто потонем в бумагах, - говорит корреспонденту "Кавказского узла" директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина. - Законом запрещено заключенным быть учредителями общественных организаций. У одного из наших спонсоров - "Открытой России" - теперь встанет вопрос, либо прекращать свою деятельность, либо перерегистрироваться без учредителя Ходорковского". Соответственно, это отразится и на нашей работе".
"Мы, как участники кампании протеста "Дни единых действий в защиту НКО", не сильно довольны, мягко скажем, принятием сегодня Госдумой закона об НКО. Больше всего меня раздражает, что мы должны по этому закону отчитываться за содержательную свою деятельность перед чиновниками. Государство прямо говорит: "Мы хотим знать, что вы делаете, если нам это не понравится, то мы вас ликвидируем", - возмущается один из инициаторов кампании протеста общественных организаций против принятия закона о деятельности некоммерческих организаций, сотрудник Института "Коллективное действие" Дмитрий Кокорев.
"Мы не остановимся и будем продолжать противодействовать всеми возможными методами. Будем пытаться противодействовать подписанию закона президентом, хотя надежд на это мало. Основной акцент будем ставить на акции, причем они будут, я считаю, ужесточаться, по мере того, как будет становиться ясно, что государство не хочет отступать от своих намерений прижать НКО. Ответ будет адекватен тому, как будут нас давить. Конечно, будем действовать в рамках законодательства, но если подтвердятся наши опасения, что закон будет становиться ширмой для откровенной ликвидации самых эффективных организаций: экологических, правозащитных, антивоенных - будем делать акции прямого действия, чтобы привлечь внимание нашей и зарубежной общественности. Те же самые блокады зданий - как самый крайний вариант, но начнем с писем протеста, акций гражданского неповиновения - непредоставления форм отчетности, которых власти от нас хотят", - говорит Дмитрий Кокорев.
Напомним, что сегодня Государственной думой России принят закон, ужесточающий контроль над некоммерческими неправительственными организациями (НКО и НПО) в третьем, окончательном чтении. За закон проголосовали 357 депутатов, против выступили 20 парламентариев, и еще семеро воздержались.
"Концептуальный минус этого закона в том, что та зона свободы, которая была защищена по сей день законом "О некоммерческих организациях" 1996 года - ликвидируется. Все НКО оказываются перед необходимостью разрешительной регистрации вместо заявительной, перед лицом тотальной подконтрольности бюрократии. Причем, это охватывает не только гражданские организации, но и некоммерческие учреждения и даже религиозные организации, отчасти. Батюшки должны будут писать отчеты о достижении целей и задач, в чем есть свои плюсы - можно будет оценить, насколько мы продвинулись к царству небесному. Законом колючкой огораживается весь некоммерческий сектор. Это общая, сквозная тема законопроекта, по сути, принимается новая редакция закона "О некоммерческих организациях"", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" эксперт Института прав человека Лев Левинсон.
Принятие закона предваряла всероссийская гражданская кампания "Дни единых действий в защиту некоммерческих организаций", направленная против его принятия. Инициаторами кампании протеста выступили Центр развития демократии и прав человека и Институт "Коллективное действие". Акция поддержана были поддержаны во многих регионах России. Активную позицию по противодействию закону заняли неправительственные организации Москвы, Воронежа, Архангельска, Ростова, Новокузнецка, Рязани, Кирова, Владимира, Краснодара, Балаково Саратовской области, Псковской, Челябинской областей, Чувашии и других регионов.
Во втором чтении законопроект о некоммерческих организациях Госдума приняла 21 декабря. За принятие законопроекта проголосовали 376 депутатов, 10 высказались против, воздержавшихся не было. В первом чтении проект этого закона, был принят 23 ноября.
Законопроект об НПО вызвал волну недовольства среди российских и зарубежных неправительственных организаций, демократических партий, официальных лиц стран Запада. Президент США Джордж Буш поднял этот вопрос на встрече в Корее с Президентом России Владимиром Путиным. Критические резолюции о законопроекте были приняты Конгрессом США, Советом Европы, Европарламентом. Около пяти тысяч подписей гражданских активистов было собрано под обращением НПО "Нет - ужесточению контроля над гражданским обществом!". Свои претензии к законопроекту высказали члены Общественной палаты страны, председатель Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова, Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин и другие известные общественные деятели.
-
24 ноября 2024, 16:25
-
24 ноября 2024, 15:26
Жительница Железноводска задержана после пацифистских высказываний
-
24 ноября 2024, 12:29
-
24 ноября 2024, 11:29
-
24 ноября 2024, 10:36
-
24 ноября 2024, 09:42