В Армении с интересом ожидают окончания встречи Кочарян-Алиев
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Вчера, 10 февраля, в парижском пригороде Рамбуйе началась очередная встреча президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, посвященная мирному урегулированию карабахского конфликта. До встречи в Рамбуйе Кочаряна и Алиева поочередно принял в своей резиденции президент Франции Жак Ширак. Каждая из встреч продлилась 45 минут.
По заявлению пресс-секретаря президента Франции Джеральда Белафана, Жак Ширак отметил, что очень рад приветствовать президентов Армении и Азербайджана. Ширак выразил надежду, что эти переговоры в Рамбуйе могут сдать "причиной прогресса в мирном урегулировании карабахского конфликта и международное сообщество готово оказать содействие сторонам в деле урегулирования". Жак Ширак пожелал удачи обоим президентам. Пресс-секретарь президента Франции заверил, что проводимая президентами мирная работа очень важна не только для Армении и Азербайджана, но и для стабильности всего региона. Джеральд Белафан также заявил, что "Рамбуйе находится в распоряжении президентов и они должны сами решить, что делать и как долго продлятся эти переговоры".
Встреча в Рамбуйе вызвала большой интерес в Армении и еще до ее окончания ряд политиков и экспертов дал оценку сложившейся сегодня ситуации, а некоторые даже попытались предугадать ход и результат переговоров Кочарян-Алиев.
Председатель партии "Национальное единение" Арташес Гегамян заявил, что у него нет особо больших ожиданий от этой встречи.
Аналогичную мысль выразил и республиканец Галуст Саакян. По его словам, в условиях, когда одна из сторон уничтожает армянские христианские памятники, договориться невозможно.
"Не думаю, что будет подписана какая-то бумага и оправдается тот оптимизм, который есть у международных структур по поводу переломного в урегулировании конфликта - 2006 года. Предполаю, что в течение этого года будет достигнута договоренность об общих принципах урегулирования, но конкретно документ подписан не будет",- считает представитель блока "Справедливость" Виктор Даллакян.
По словам лидера фракции "Дашнакцутюн" Национального Собрания Левона Мкртчяна, основание для оптимизма есть, учитывая победоносный итог освободительной борьбы карабахских армян и утверждение Нагорно-Карабахского государства. По его мнению, это и есть реальные гарантиии безопасности.
"Эти гарантии безопасности могут быть заменены только на еще более надежные и большие гарантии безопасности",- заверил Левон Мкртчян. Он отметил, что такими гарантиями являются: международное признание Нагорного Карабаха, как независимого государства или признание возможности присоединения Нагорного Карабаха к Армении.
Вице-спикер Национального Собрания, член Бюро АРФ "Дашнакцутюн" Ваан Ованнисян заявил корреспонденту "Кавказского Узла", что армянскую сторону вынуждают ускорить процесс разрешения карабахского конфликта. По его мнению, несмотря на существующее давление, армянская сторона должна очень четко уяснить для себя, каковы ее стратегические приоритеты.
"Навязываемые территориальные уступки не отвечают государственным и национальным интересам Армении, Нагорно-Карабахской Республики и всего армянства. Есть территории стратегической важности, уступка даже пяди которых является просто ошибкой. Но есть и территории, которые освобождались из тактических соображений - для обеспечения безопасности и эти территории скорее имеют тактическое значение, и в случае предоставления серьезных гарантий, таких как невозобновление войны, подписание мирного договора, признание статуса независимости Нагорного Карабаха, возможно, могут стать предметом какого-либо обсуждения",- заявил Ваан Ованнисян.
"Сдать территории это означает уничтожить безопасность Нагорного Карабаха",- заявил председатель "Союза смертников", участник карабахской войны Гагик Гиносян. По его словам, в случае сдачи образующих пояс безопасности вокруг Арцаха всех территорий, кроме Лачинского коридора, на 250 км увеличится протяженность границы между Арменией и Азербайджаном и на 150 км удлиниться граница Азербайджана с Арцахом, превращая Арцах в анклав. "То есть, резко возрастет возможность возобновления войны, причем, с созданием более выгодных для противника условий",- заявил Гагик Гиносян.
Политический обозревать информационного агентства "Ноян Тапан" Давид Петросян заявил корреспонденту "Кавказского Узла", что самый удобный момент для мирного урегулирования карабахского конфликта был после окончания войны в 1994 году.
"Тогда, после крупных поражений на фронте, азербайджанское общественное мнение уже было готово согласиться с мыслью о безвозвратной утере Арцаха. С другой стороны, в самой Армении еще не сформировалась доктрина относительно зоны безопасности, что ее нельзя отдавать и т.д. Мне кажется, что именно тогда можно было реализовать принцип территории, то есть зона безопасности в обмен на статус Нагорного Карабаха",- заявил аналитик.
Вместе с тем, по его словам, после окончания войны "началась война между посредниками: между Россией и ОБСЕ", которые почти два года "выясняли между собой отношения", а именно: кто должен заниматься урегулированием. Давид Петросян отметил, что, несмотря на договоренность о наличии одного сопредседателя от России и второго от ОБСЕ, была очень большая конкуренция между ОБСЕ и Россией. В конце концов, по его словам, этот вопрос был урегулирован: был создан институт сопредседателей. И впоследствии вместо двух сопредседателей стало трое. Однако время и удобный момент были упущены.
Позже началось формирование совершенно иных доктрин. Так, по оценке Давида Петросяна, и в азербайджанском обществе, и в азербайджанской элите сформировалась доктрина, что можно будет вернуть Карабах за счет привлечения на свою сторону сильных мира сего, в частности, за счет нефтяных ресурсов. А в Армении наоборот сформировалась доктрина о том, что ни в коем случае эту нельзя отдавать зону безопасности.
По его словам, сегодня очень тяжело найти каких-то лидеров, которые выступят против этих двух доктрин. В первую очередь, это должны быть очень авторитетные лидеры, абсолютная легитимность которых не должна подлежать сомнению. Совершенно очевидно, что в какой-то период таким лидером, имеющим большой авторитет в обществе, был Левон Тер-Петросян в Армении. По крайней мере до 1996 года, когда не было никакого сомнения в его легитимности. Таким лидером в Азербайджане был Гейдар Алиев, который пользовался непререкаемым авторитетом. "Сейчас таких лидеров нет ни в Армении, ни в Азербайджане и это очень серьезная проблема",- заявил аналитик.
Другой серьезной проблемой, по его мнению, является и то, что сам Нагорный Карабах, который является одной из конфликтующих сторон, не участвует в переговорах.
По словам Д.Петросяна, армянская оппозиция критикует власти за то, что они согласились на этот вариант, поскольку выходец из Карабаха Роберт Кочарян представляет и Армению и Нагорный Карабах. А Азербайджан отказывается вести переговоры с Нагорным Карабахом и ведет переговоры с Арменией, пытаясь свести проблему до территориального спора. "Но здесь есть такой момент, о котором мало говорят: руководство Нагорного Карабаха и вообще Нагорный Карабах не подвергается в этой ситуации никакому политическому или дипломатическому давлению. Они всегда могут отрицать любую договоренность и отказаться ее выполнять. Сегодня сложилась именно такая конфигурация и я думаю, что Азербайджан делает очень большую ошибку, когда отказывается разговаривать с де-факто властями Нагорного Карабаха",- отметил обозреватель.
По его словам, очень важное значение имеет решение ОБСЕ от 1994 года, когда ОБСЕ признала Нагорный Карабах стороной конфликта и это решение не отменено. Таким образом, оно может быть всегда реанимировано. Например, может измениться политическая ситуация и Армения может отказаться вести переговоры в двустороннем формате.
-
28 ноября 2024, 04:00
-
27 ноября 2024, 19:19
Администрация изолятора отказалась освободить Захара Зарипова
-
27 ноября 2024, 17:52
-
27 ноября 2024, 17:02
-
27 ноября 2024, 11:24
-
27 ноября 2024, 10:17