Центр развития демократии и защиты прав человека: осуждение Дмитриевского станет ударом по всему правозащитному движению
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Завтра, 3 февраля, в Советском районном суде Нижнего Новгорода будет вынесен приговор в отношении директора Общества Российско-чеченской дружбы (ОРЧД) Станислава Дмитриевского. Дмитриевский обвиняется по части 2 ст. 282 Уголовного кодекса РФ в разжигании межнациональной розни. Основанием для такого обвинения стала публикация в газете "Право-защита", главным редактором которой он является, обращений Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева к Европарламенту и российским гражданам.
"Это дело не только лично против Дмитриевского, но и против всей организации, это часть комплексной атаки на нее. Еще год или два назад такое было невозможно. Сегодня фактически закончено формирование системы, когда под контроль исполнительной власти поставлены не только прокуратура и органы безопасности, которые находятся на острие государственного давления на независимую общественную и политическую активность, но и средства массовой информации, судебная власть и налоговые органы, которые в этой ситуации ведут себя совершено беспардонно", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" президент московского Центра развития демократии и защиты прав человека Юрий Джибладзе, намеревающийся завтра присутствовать в суде, при вынесении приговора Станиславу Дмитриевскому.
"Мы получаем модель уничтожения организации, которой раньше просто не было. Этими действиями уничтожается последний независимый регулярный источник информации о ситуации в Чечне, ежедневно поставляющий очень важную информацию, которую больше вы нигде не найдете. Мне в голову приходят литературные параллели: кафкианский процесс, с одной стороны, а с другой стороны, какая-то оруэлловская ситуация, поскольку не просто закрывается организация и готовятся к посадке человека за распространение информации, а происходит полная подмена понятий с точностью до наоборот. Фактически, нам говорится, что свобода слова — это экстремизм. Нам говорят, что войны в Чечне нет, что война — это мир, что ложь — это правда, что правозащитники — это экстремисты. Очень важно видеть природу этого процесса, когда открыто и ясно всему обществу говорят, что все наоборот и то, как скажет государство, так и будет", - считает Юрий Джибладзе.
"Второй важный контекст этого дела — принятый новый закон о некоммерческих общественных организациях. Во-первых, если Станислав Дмитриевский будет осужден по экстремистской статье, он никогда не сможет больше работать в общественных организациях. Это запрет на профессию. Во-вторых, арбитражный процесс по взысканию якобы неуплаченных налогов с Общества российско-чеченской дружбы, напомню, был приостановлен. Имеются налоговые претензии по грантовым соглашениям этой организации с двумя международными донорами - Европейским союзом и Национальным фондом за демократию (США). В арбитражном суде некоторое время назад было приостановлено их оспаривание. Налоговая инспекция ждет, когда будет осужден Дмитриевский и будет "доказано", что организация занималась, якобы, экстремистской деятельностью. Тогда соответственно, получится, что и эти целевые средства — гранты — использовались не по назначению, не на те цели, которые были заявлены в грантовых соглашениях. Это, безусловно, будет очень мощный удар по правозащитному движению, международному донорскому сообществу, по программам международного сотрудничества и зарубежного финансирования некоммерческих организаций. Это значит, что у этих двух важнейших международных фондов и источников финансирования неправительственной деятельности будет своего рода «черная метка», что они якобы поддерживали экстремистскую деятельность. В контексте нового закона об НПО это чрезвычайно опасно", - говорит правозащитник.
По мнению Джибладзе, осуждение Станислава Дмитриевского будет ударом в целом по правозащитному движению, "поскольку контролируемая и лояльная властям пресса не применет раздуть эту историю как типичный пример деятельности правозащитных организаций. Вот почему это дело имеет историческое значение".
"Мы считаем, что только с помощью гражданского контроля и распространения правдивой информации о том, что происходит, можно поставить какой-то барьер этому беззаконию. Мы также надеемся, что проявится гражданская солидарность журналистов наряду с нашими действиями, поскольку лжи надо противопоставлять правду и беззаконию - попытки восстановить право и отстаивать его", - заявил президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.
Завтра на судебном заседании будут присутствовать правозащитники из Москвы, Нижнего Новгорода и других городов: Юрий Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека (Москва); Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие", "Мемориал" (Москва); Татьяна Локшина, Центр "Демос" (Москва); Наталья Таубина, Фонд "Общественный вердикт" (Москва); Юлия Середа, Рязанский "Мемориал", группа "Правозащитная сеть" (Рязань); Александр Мнацаканян, Международная Хельсинкская Федерация (Москва); Сергей Ковалев, Московская Хельсинкская группа, Международное общество "Мемориал", Институт прав человека (Москва); Сергей Никитин, ресурсный центр "Международной амнистии" (Москва); Александр Подрабинек, ИА "Прима-Ньюс" (Москва); Николай Храмов, "Российские радикалы" (Москва); Игорь Каляпин и его коллеги из Нижегородского Комитета против пыток (Нижний Новгород); Сергей Шимоволос, Нижегородский правозащитный союз (Нижний Новгород); коллеги Станислава Дмитриевского из Общества российско-чеченской дружбы (Нижний Новгород); представители Экологического центра "Дронт" (Нижний Новгород); Молодежного правозащитного движения (Воронеж) и другие.
Как утверждается в сообщении Фонда "Общественный вердикт", поступившем в редакцию "Кавказского узла", наблюдать за процессом 3 февраля в Нижний Новгород планируют приехать представители Посольства Германии и Посольства Австрии (председательствующей в данный момент в Европейском союзе).
Завтра в 9:30 у здания Советского районного суда в Нижнем Новгороде и с 11 до 13 часов на Пушкинской площади в Москве правозащитники проведут акции в поддержку Станислава Дмитриевского.
Напомним, что 2 сентября 2005 года Дмитриевскому было предъявлено обвинение по ст. 282 УК РФ - "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе". Данная статья предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Обвинение попросило суд вынести обвинительный приговор и назначить Дмитриевскому наказание в виде четырех лет нахождения в колонии.
Уголовное дело было возбуждено в январе 2005 года по факту публикации в газете "Право-защита", главным редактором которой является подсудимый, обращений Аслана Масхадова и Ахмеда Закаева с призывами к мирному урегулированию российско-чеченского конфликта.
Данные публикации содержали острую критику действий российского руководства, российских вооруженных сил и лично президента Владимира Путина. Правозащитники считают предъявленные Дмитриевскому обвинения политически мотивированными и направленными на ликвидацию конституционных гарантий свободы слова.
15 ноября прошлого года "Международная амнистия" выступила с открытым заявлением, в котором выразила обеспокоенность кампанией давления, осуществляемой различными государственными структурами в отношении ОРЧД, и заявила о намерении, в случае осуждения Дмитриевского, признать его узником совести.
-
27 ноября 2024, 11:24
-
27 ноября 2024, 10:17
-
27 ноября 2024, 09:31
-
27 ноября 2024, 08:51
-
27 ноября 2024, 07:16
-
26 ноября 2024, 18:10
Два жителя Дагестана осуждены за организацию канала миграции в ЕС