Ислам: гуманистические традиции
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
На пороге XXI века особую значимость приобретает обмен мнениями по вопросам взаимосвязи и правильной ориентации процессов, протекающих в различных сферах политического, экономического, социального и культурного развития страны.
Ислам - религия мира, и ценности его должны служить для решения задач консолидации российского общества, сохранения единства и стабильности многонационального государства, преодоления сепаратизма и религиозного экстремизма, упрочения мира и согласия в российском обществе и странах ближнего и дальнего зарубежья. Здесь важно добиться объединения усилий государств и мусульманских религиозных организаций.
Такое объединение и солидарность востребованы самой жизнью. Люди выражают надежду на то, что верующие и особенно религиозные деятели привнесут в политику нравственное начало, используют авторитет религиозных ученых и конфессиональных институтов для укрепления межнационального мира и гражданского согласия, в которых так нуждается многонациональный и многоконфессиональный народ Российской Федерации и без которых трудно будет решить за-дачу вывода страны из кризиса, поразившего практически все сферы жизни общества.
Данные Института социально-экономических исследований РАН говорят о том, что по решающему большинству показателей, которые характеризуют устойчивость государства, его безопасность, Российская Федерация оказалась за пределами черты, означающей деградацию важнейших сфер ее жизнедеятельности. И если в ближайшее время не будут приняты необходимые меры, то страна перейдет от состояния кризиса к состоянию национальной катастрофы с непредсказуемыми последствиями для всего мирового сообщества.
Финансово-экономический кризис, охватывающий страну, является системно-политическим. Он - результат курса реформ, ориентированного исключительно на так называемую "неолиберальную" экономику, в которой практически игнорируется роль государства.
И все же ключевая проблема заключена в восстановлении доверия народа к государству (по данным исследований того же ин-ститута, государству доверяют лишь 14% населения). Одно из фундаментальных условий для этого - признание человека главным критерием и целью реформирования государства и общества, приоритета культуры, образования и науки, уровня жизни и ее продолжительности над макроэкономическими показателями.
Сегодня много пишут и говорят о некоем реванше, о возврате к административно-командной экономике. Убежден, возврат невозможен, ибо он неизбежно обернется новыми бедами для народа. В то же время при отсутствии контролирующей и регулирующей роли государства в экономике, принятой в наиболее развитых странах современного мира, разрушительные процессы могут обрести еще более трагический характер.
После многих взлетов и падений Россия сейчас снова стоит перед выбором: какое государство и общество строить, как строить, в чьих интересах и за чей счет.
Между тем Россия и сегодня располагает всеми необходимыми ресурсами для самостоятельного и эффективного развития. Можно выйти из кризиса, опираясь на могучий потенциал ресурсов, осознание всеми нами общенациональных интересов и высокой ответственности политиков.
В этой связи одна из важнейших задач сегодня состоит в востребовании объединительной миссии религиозного сообщества. Прошлое Российской Федерации, этого исторического союза многих десятков народов, знает немало ярких примеров собирательной и спасательной роли духовенства и веры в сложные периоды жизни государства. Вот и теперь, на очередном изломе, мы вновь обра-щаемся к истокам высшей духовности наших народов.
Человечество в течение последних трехсот лет является свидетелем нападок на религиозность со стороны просвещения. Конечным выводом просветителей, атеистов стал тезис, согласно которому все, в чем нуждается человек, может быть создано на Земле его руками. Иными словами, дух человека и его творческая энергия способны создать "рай на Земле". Такой вывод с конца нынешнего столетия вес больше стал подвергаться сомнению - преимущественно со стороны самих просвещенных ученых. Символично при этом, что именно в теоретической физике и биологии - разделах знания, в которые сегодня наиболее глубоко проникли исследователи, обнаружились границы достижимого познания. И, как следствие, религия, которая отрицает силы просвещения и борется с ними, становится фундаментализмом в его чистом виде. С другой стороны, просвещение и наука, которые отрицают границы своих соб-ственных возможностей, не желают признавать вопросы трансценденции, расписываются в собственной несостоятельности. На самом же деле просвещение и религия являются неотъемлемыми составными одного целого и должны питать друг к другу взаимное уважение. Как нельзя утверждать, что человеческий разум перестанет пытаться преодолеть реальные границы познания, так невозможно и предположить полное исчезновение в будущем религиозных потребностей человека. Они были, есть и будут органической частью человеческого бытия.
Время предубеждений, заблуждений, непримиримой борьбы с верой прошло. Сегодня теологические воззрения воспринимаются как продукт поисков своих предков, общечеловеческих ценностей, как достояние миро-вой цивилизации. Причем все религии признаны равными. Такое понимание закреплено и основным законом нашего государства - Конституцией, согласно которой ни одна идеология не может быть государственной - т. е. главной или старшей. Вместе с тем эстетические представления морали и нравственности должны иметь единую основу, которая может быть общепризнанной и общепринятой только тогда, когда учитываются ценности и вероисповедания всех народов Российской Федерации.
Народ российский уникален прежде всего своим многоцветием, многообразием, своим многовековым историческим союзом. Мы все имеем равные права на счастье и благополучие. Все мы в лице своих предков, которых бесконечно почитаем, сотворили эту великую страну и по праву ею гордимся. Можно по-разному исчислять возраст Российского государства. Считаю, и считаю по праву, что мусульманская умма наряду с православием существовала в России во все времена, как только она стала признаваемой и уважаемой. По свидетельствам летописцев, великий князь Владимир в 986 г. стоял перед выбором между мусульманством и христианством. Даже в неоднозначные годы правления золотоордынских ханов утверждались принципы толерантного сосуществования ислама и христианства. В годы правления императрицы Екате-рины II ислам был признан религией, которая может открыто исповедоваться на территории всей Российской империи. Это лишь некоторые факты из истории, которые говорят о том, что ислам испокон веков является неотъемлемой частью российского социокультурного пространства.
Сотни лет совместно с представителями других религий живет в России мусульманская умма. Мы объединены общностью территории, экономической жизни и культуры. Много общего и в религиозных верованиях, и это достойный фундамент для мирного сожительства, основа для сохранения единства и стабильности Российской Федерации.
Если внимательно сопоставить морально-нравственные и правовые ценности, которые исповедуют эти религии и их носители, то нетрудно убедиться, что они имеют множество сходных черт. Потому-то на всем протяжении современной истории мусульмане живут вместе с православными в едином государстве, руководствуясь словами пророка: "Любовь к твоей родине - это частица твоей веры".
Надо помнить и другую великую мудрость: долг каждого мусульманина перед Всевышним - не быть причиной раздора, поддерживать мир и согласие до последней возможности.
Полагаю, что не надо искать какие-то новые формы достижения взаимопонимания, а внимательно и бережно отнестись к опыту прошлого и бережно перенести его в современность. Думаю, не надо также сводить взаимодействие власти и религии только лишь к развитию отношений государственных органов и духовных управлений, различных мусульманских организаций и объединений. Эти отношения гораздо богаче и объемнее - это, по сути дела, вся наша повседневная жизнь. У нас, конечно, накоплен немалый опыт взаимодействия государственных структур с религиозными, в частности, мусульманскими организациями. Достаточно упомянуть праздники Священного Корана, проведенные в Москве, Махачкале и некоторых других городах России. Активное участие в них правительства Москвы, видных деятелей политики и культуры Российской Федерации помогает утвердиться в мысли, что Россия не столько евразийская, сколько христианско-мусульманская держава. У нас в республике, как и на всем Северном Кавказе, в частности, в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Адыгее действуют сотни мечетей, и это нельзя рассматривать как некий "всплеск" или "ренессанс". Местное духовенство ныне легализовало свой традиционный статус. Мечеть сегодня вместе с общиной формирует социальный механизм, во многом регулирующий и регенерирующий традиционный образ жизни.
Открываются начальные школы, в которых дети изучают арабскую грамоту, Коран и обряды. В некоторых республиках телевидение отводит специальное эфирное время для проповедей исламского духовенства.
В Москве, Махачкале и других городах организованы научно-практические конференции, которые возвестили о миротворческий сущности ислама как религии добра и созидания. Благодаря этой работе в общественном сознании удалось существенно поднять священный образ ислама, переломить настроения исламофобии. Удалось научно обоснованно осознать и донести до общества простую истину о том, что общечеловеческие ценности едины и в исламе, и в православии, и в буддизме, и в иудаизме.
Ислам признает национальные особенности благоданными и призывает своих последователей к уважительному, терпимому от-ношению к обычаям и традициям, культурным и региональным особенностям других народов. И в этом смысле у православия, которое является "христианством восточного направления", много прямых, аналогий и областей соприкосновения с исламом. История многовекового взаимодействия этих конфессий показывает, что именно наши сходства, а не различия всегда носили позитивное и взаимно обогащающее начало. Такие тенденции отмечал еще российский историк В. С. Соловьев. Он не без оснований говорил о том, что все хорошее в России основано на забвении национального эгоизма. К этому следует добавить - и религиозного эгоизма. Православие, ислам и ряд других экуменистических традиций не навязаны России извне, не есть для нее что-то чужеродное, а приняты народами добровольно и составляют ее интегральные части. Поэтому, к примеру, и Дальний Восток, и Поволжье, и Северный Кавказ яв-ляются неотъемлемой духовной частью России, которая как государство изначально и практически всегда строилась на двух принципах: территориально-политическом и территориально-национальном.
Признавая принцип свободы совести, мы не можем не выразить свою обеспокоенность активным проникновением на территорию Российской Федерации учений, провозглашающих себя носителями "чистого христианства" или "чистого ислама", которые на самом деле часто являются учениями тоталитарного толка, ориентированными на зомбирование сознания людей, на забвение их национального самосознания и отказа от каких-либо обязательств перед семьей и обществом.
В последней трети уходящего века мир стал изумленным и испуганным свидетелем такого явления, как мусульманский экстремизм. Основной признак исламского экстремизма заключается в том, что его адепты провозглашают такфир в отношении мусульман - либо в своей стране, либо в каком-то регионе. В этом случае экстремисты, присва-ивающие себе право выступать от имени ис-лама, опираются на одно из положений шариата, который исключительно сурово отно-сится к вероотступникам - более сурово, чем к тем, кто не был мусульманином. Смерть - это приписанный в шариате приговор мусульманину, предавшему свою веру. Правда, в самом Божественном Откровении есть ограничения (в Коране сказано: "Нет принуждения в религии"), но экстремисты сознательно игнорируют это положение ислама.
Именно такую идеологию исповедуют последователи ваххабизма в лице боевиков, пришедших на территорию Дагестана из Чечни. В последнее время ваххабизм стремится распространить свое влияние во всех мусульманских регионах Российской Федерации и в Средней Азии. По их мнению, исламский мир отошел от принципов единобожия. Люди охотно соглашаются вносить новшества в свою жизнь, следовать за прогрессом в области науки, искусства, техники, человеческих отношений и т. д., что для ваххабитов является самым страшным грехом. Для ваххабизма характерны крайняя нетерпимость в вопросах веры, экстремизм в борьбе с идеологическими противниками.
В России же со времен принятия ислама Волжской Булгарией распространен ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба. Это направление ислама отличается терпимостью, допускает широкое применение светского права как вспомогательного, но независимого источника закона, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в контакты с иноверцами, получать необходимые послабления в быту.
А это значит, что ваххабизм чужд менталитету российских мусульман, и мы должны умело противостоять его искусственному насаждению, активно бороться с любыми проявлениями религиозного экстремизма, под каким бы благим знаменем он ни выступал. К чему приводит попустительство в этом деле, мы уже знаем на примере последних трагических событий в Москве, Буйнакске, Волгодонске, Республике Дагестан, нынешних событий в Чеченской Республике.
Но в борьбе с проявлениями исламского экстремизма нельзя впадать в крайности. К сожалению, в последнее время в этом деле допускаются необъективные суждения и выводы. В частности, справедливо предупреждая об опасности, исходящей от исламского экстремизма, многие официальные лица и об-щественные деятели зачастую отождествляют его с исламом в целом. В то же время ислам - это такая же гуманистическая религия, как иудаизм или христианство. А исламский экстремизм точно так же, как христианский фундаментализм, - это вовсе не есть исполнение заповедей Аллаха и Мухаммеда, так же как средневековая инквизиция не следовала исполнению заповедей Христа.
Точно так же мы должны осознавать, что чеченский народ не имеет общих целей, в том числе духовных, политических и эконо-мических, с бандформированиями и террори-стами. Ни в Чечне, ни в Дагестане известная агрессия не носит характер "священной войны". Это скорее всего акт вероломства по отрабатыванию обязательств перед различны-ми международными криминальными группировками, а может, и странами, имеющими свои политические интересы в Северо-Кавказском регионе. Поэтому военные действия в Чечне, направленные на ликвидацию бандитских формирований, неотложно должны быть дополнены комплексом мер политического диалога с целью изоляции наиболее воинствующих течений религиозного и националистического толка, скорого разрешения чеченского кризиса.
Для Российской Федерации гармонизация отношений православных и мусульманских народов является сегодня не только условием гражданского мира и стабильности в стране, но и гарантией сохранения страны как единого государства с его уникальной евразийской географией и культурно-историческим наследием.
Ислам, христианство, иудаизм - религии сходной духовной тенденции, и именно эти религии глубоко укоренились на земле российской и стали важнейшими факторами ее прошлой и нынешней истории. Эти великие религии призваны в сегодняшней Российской Федерации способствовать утверждению принципов межнационального и межрелигиозного мира.
Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, широко применяются принятые в современном цивилизованном мире нормы отношений между конфессионально-религиозны-ми и государственными органами. Опираясь на принципиальные положения международного права, надо выстраивать политику по отношению ко всем нашим соотечественникам независимо от их веры, убеждений и места проживания.
Из всего сказанного можно сделать несколько выводов.
Во-первых, абстрактное раздувание "исламской угрозы" в той или иной форме, а также трактовка ислама как первопричины возникновения вооруженных конфронтаций не только не могут быть признаны правомерными на теоретико-методологическом уровне и соответственно объективными, но и в прямом смысле слова противопоказаны России. Прежде всего потому, что исторически в ряде районов самой Российской Федерации компактно проживает большое количество последователей ислама численностью около 20 млн человек.
Во-вторых, ислам, равно как и православие, был, есть и будет неотъемлемой частью культуры России. Кроме того, ислам так-же является одним из факторов, детерминирующих взаимоотношения нашей страны с внешним миром. Нельзя допускать, чтобы из ислама делали прикрытие чьих-то коварных экстремистских интересов или пугало для инаковерующих. Это особенно опасно, когда речь идет о вооруженных противостояниях.
В-третьих, мы страдаем не от религиозного фанатизма, а от религиозной неграмотности. Невежество - это воистину демоническая сила. Одна из важнейших задач - повышение нашей культуры, наших знаний об исламе. Необходима цельная и действенная программа повышения теологической культуры.
В этой связи нелишне упомянуть: как это ни парадоксально, изучением ислама больше заняты англичане, немцы, французы, чем научные и образовательные учреждения нашего государства, где ислам является не экзотикой, а практикой мироощущения значительной части населения. Видимо, есть смысл пересмотреть отношение к этой проблеме.
Учитывая трагические уроки современности и события на Северном Кавказе, можно со всей уверенностью сказать: во властные структуры приходит ясное осознание того, что проведение политики вообще невозможно без уважения к вере, национальным традициям и современным особенностям жизни народов. Не может быть признана легитимной власть, не учитывающая в полной мере национальные интересы народа, не проявляющая полного уважения к его вероисповеданию.
И в этом смысле требуется не только всероссийская федеральная, но и региональная, эффективно действующая на местах национальная политика, в которой принципы национального равноправия, многовековой исторический опыт межнациональных отношений и сосуществования различных конфессий, накопленный каждым из российских народов, стали бы одним из основополагающих факторов национального развития и укрепления федеративной государственности. Межнациональное, межконфессиональное взаимопонимание, строящееся на нем сотрудничество исламско-христианского мира были, есть и останутся основой единства и стабильности Российского государства.
14 февраля 2000 г.
источник: Научная мысль Кавказа: Научный и общественно-теоретический журнал - Ростов н/Д.: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 2000. N 1 (21).
-
18 декабря 2024, 10:23
-
18 декабря 2024, 09:00
-
18 декабря 2024, 07:35
Кубанский судья обжаловал приговор по делу о гибели человека в ДТП
-
18 декабря 2024, 06:44
Дело о нападении школьника с ножом на одноклассников в Краснодаре дошло до суда
-
17 декабря 2024, 14:15
Волонтеры откликнулись на призыв помочь спасти пляжи Анапы от мазута
-
17 декабря 2024, 09:46