Чеченские писатели в Липках
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Арслан Хасавов из Грозного пишет о том, кому нужны современные писатели из Чечни.
Арслан Хасавов: "Родился в селе Брагуны Гудермесского района Чечни. Закончил Инстиут стран Азии и Африки МГУ, дважды финалист литературной премии "Дебют". В этом году была издана моя повесть "Смысл". Сейчас попеременно живу в Москве и в Грозном".
В конце октября в подмосковных Липках проходил очередной, на этот раз юбилейный, десятый форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья. Организованный фондом социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, за годы своего существования он помог большому количеству молодых дарований. Еще бы - кроме свежего липкинского воздуха и возможности публичного упоения собой, это уникальный шанс познакомиться и поработать с редакторами ведущих литературных журналов страны в рамках семинарских занятий.
Для стороннего наблюдателя "толстяки", вроде "Нового мира", "Дружбы народов" и "Знамени" - пустые (или совсем немного наполненные) звуки из советского прошлого, но для молодого автора, публикация на страницах любого из этих изданий своего рода признание его таланта, аванс, выданный со словами: "Пиши, брат, все у тебя хорошо и все получится". Нужно сказать, что на форум были приглашены пять писателей из Чечни: два сотрудника уважаемого мной литературного журнала "Вайнах" - критик Лидия Довлеткиреева и прозаик Сулиман Мусаев, а также замкнутый в себе, абсолютно закрытый сотрудник мирового суда г.Грозный, мрачный тип, Аслан Шатаев, не менее замкнутая поэтесса Роза Межиева, да я.
Фонд Филатова оплачивал участникам практически все – проезд из Москвы до места проведения семинаров, проживание, питание, единственное, в чем он просил содействовать глав регионов - так это в доставке молодых дарований до столицы. Соответствующее письмо было направлено и главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Зная размах власть предержащих в нашей республике, я ни секунды не сомневался, что нас, каких-то пять человек, с флагами Чечни в руках и напутственными словами довезут до трапа самолета и посадят в бизнес-класс авиакомпании "Грозный-Авиа". В самолеты, используемые данным перевозчиком восшествие по трапу полагается только пассажирам бизнес-класса, пассажиры же эконом-класса заходят в самолет по мини-лестнице, выезжающей из-под хвоста железной птицы.
В своих мечтаниях я заходил так далеко, что даже представлял, что президент пригласит нас, надежду и опору, к себе в резиденцию или на худой конец в личный зоопарк, где под вспышки фотокамер и горящие красные огни видеокамер государственных каналов, поговорит с нами о литературе. О классике, может быть, он ведь знает Пушкина, о наших потугах, возможно.
Не знаю, был ли в этом злой умысел или это всего лишь техническая накладка, но в официальном заявлении пресс-службы президента и правительства ЧР представителей Чечни на Форуме осталось всего четверо, хотя чуть раньше в сообщении информ-агенства "Грозный-информ", а затем и республиканской газеты "Грозненский рабочий", перечислялись пять фамилий. Кого же исключили из этого списка?! Конечно меня. Ведь в августе этого года, будучи приглашенным гостем Эдинбургской книжной ярмарки, я в эфире радиостанции BBC World Service недвусмысленно высказался о реальном положении дел в Чеченской Республике - о проблемах молодежи и терроризме, к которому своей тупостью подталкивают официальные власти.
Ведущий программы Europe Today Пол Хенли, в студии которой я и мой английский издатель находились, спросил меня, какую реакцию вызывает то, что я пишу, на Родине. Я рассказал ему историю о том, как председатель союза журналистов Чечни выступил с развернутой статьей, где поносил меня, называя предателем родной земли и призывал "бросить гусиное перо на папирус" и др. Он уточнил, а как же я отношусь к тому, что меня называют предателем?! Я сказал, что не считаю себя предателем, что предатели те, кто сегодня правит республикой, и что сроки их работы ограничены, затем будет совсем другая история, сказал я с ноткой тайны в голосе.
Конечно, президент не пригласил нас к себе, да что там пригласил, и билеты-то никто оплачивать не собирался. Я встретился с неоднократным участником этих семинаров Сулиманом Мусаевым в "Доме печати", что в центре Грозного, спросил, как все это происходит, когда будут билеты и т.д. На что он мне ответил, что история с билетами практически всегда окутана завесой тайны - письмо Фонда "футболят" туда-сюда администрация президента и министерство культуры. А если кто и платит, так это Союз писателей Чечни, который может разродиться билетами на плацкарт.
- Плацкарт? - не поверил я своим ушам, - Разве не авиа?
Он грустно ухмыльнулся и подтвердил:
- Жэ-дэ.
На следующий день я был в кассе аэропорта. Слава Аллаху, у меня есть кое-какие деньги и я не должен участвовать в этой унизительной беготне.
Так даже удобнее, - успокаивал я себя, - Ничего, если они тебе ничего не должны, тогда и ты им ничего не должен. Что для писателя может быть важнее полной свободы?! Не ограниченный никакими, кроме внутренних рамками, ты можешь продолжать целенаправленно отделять черное от белого, складывая в отдельную полочку серое...
...В последний день Форума, состоялось его торжественное закрытие, где руководители семинаров подводили результаты своей работы. Сито работало безотказно, теперь из общей массы приглашенных, кое-где треснувших, кое-где подернутых темной пленкой алмазов, отбирали красиво переливающиеся бриллианты. "К публикации в сборнике "Новые писатели России" семинар журнала "Знамя" рекомендует Хасавова Арслана, Чеченская Республика", - произнес Анатолий Курчаткин с высокой трибуны.
Филатов записал...