Приказано скорбеть
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Лечи Хамзатов из Грозного пишет о новом чеченском "дне памяти" и превращении трагической даты в праздничную.
Лечи Хамзатов (псевдоним): "Родился в Астраханской области. Закончил школу и ВУЗ в городе Грозном Чеченской Республики. В настоящее время живу в Грозном. По профессии историк. Журналистикой увлекся два года назад. Также занимаюсь частным бизнесом".
10 мая в Чечне отметили «День памяти и скорби всех народов Чеченской Республики». Отныне в этот день Чечня будет отмечать все скорбные даты в своей истории, прежде всего очередные годовщины со дня сталинской депортации, которая была проведена 23 февраля 1944 года.
Инициатива с переносом даты Дня памяти и скорби в республике исходила от руководства Чечни. Власть пришла к мнению, что чеченцам негоже скорбеть в те дни, когда вся остальная Россия отмечает праздники: День защитника Отечества и День Победы. До недавних пор и 9 мая в Чечне было не только праздником, но и скорбной датой – в 2004-м в этот день был убит отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова – Ахмат Кадыров. Его взорвали на спортивном стадионе в Грозном, во время торжественных мероприятий посвященных очередной годовщине Победы над нацизмом.
Определением даты проведения в республике Дня памяти и скорби занималась целая комиссия во главе со спикером парламента Дуквахой Абдурахмановым. Были в ее составе и известные ученые, и религиозные деятели, и старейшины. Да и сам Абдурахманов, историк по образованию, тоже знает (вернее должен знать), историю своей республики. В конце-концов, комиссия пришла к единому мнению, что День всенародной скорби в Чечне необходимо отмечать 10 мая.
Конечно же, этот день выбран не случайно. Дукваха Абдурахманов даже заявил, что комиссия долго спорила по поводу того, на какой день назначить День памяти и скорби, и, в конечном счете, победила позиция уважаемых старейшин, которые потребовали отмечать все скорбные даты в истории республики именно 10 мая, в день, когда в Чечне прошли похороны Ахмата Кадырова.
Смерть человека, будь-то простой труженик или глава республики, это, конечно же, трагедия. В первую очередь для его семьи, родных и близких. Но превращать это во всенародную скорбь, не слишком удачная затея. Это больше попахивает элементарным популизмом, продолжением насаждения в Чечне культа личности клана Кадыровых и стремлением определенных лиц выслужиться лично перед главой республики.
В истории Чечни было множество трагических дат. Чеченцев депортировали не только большевики, но и царские власти. Была в конце XIX века организованная Петербургом акция по переселению чеченцев в Турцию, в ходе которой погибли и бесследно пропали тысячи человек. Были карательные операции, которые завершались полным уничтожением населенных пунктов, как например, история с селением Дади-Юрт, которое буквально было стерто с лица земли по указанию наместника на Кавказе генерала Ермолова. Трагическими датами можно считать и казни руководителей чеченских восстаний против царизма, например, знаменитого Алибека-хаджи Алданова, который вместе с группой своих сподвижников был повешен в Грозном в марте 1878-го. Еще можно вспомнить январь 1864 года, когда в селении Шали царские войска расстреляли из пушек несколько тысяч последователей известного в Чечне святого Кунта-хаджи Кишиева.
Днем всенародной памяти и скорби можно считать и события более поздних лет, такие как арест в Чечне в ночь с 31 июля на 1 августа 1937-го года около 14 тысяч человек, среди которых были известные и авторитетные в республике лица, представители интеллигенции и духовенства. Многие из них были расстреляны затем без суда и следствия. Другая трагическая дата – сожжение бойцами войск НКВД СССР в горном селе Хайбах Галашкинского района в феврале 1944-го 700 жителей колхоза, который по злой иронии судьбы носил имя Лаврентия Берия.
Но для республиканского руководства все эти трагические даты в истории Чечни, кажется, оказались менее значительными, чем гибель Ахмата Кадырова. Может быть, при выборе этого дня в качестве Дня всенародной памяти и скорби Власти руководствовались известным изречением, что смерть одного человека - это трагедия, а тысяч – статистка?
Достаточно лукаво выглядит и название, придуманное для этой даты – День памяти и скорби народов Чечни. В республике, конечно, живут представители и многих других наций и народностей, но кроме чеченцев и ингушей в феврале 1944-го никого из них в принципе не выселяли. Понятно, что и в этом случае власти стремятся продемонстрировать свою "интернациональность". Как к этому нововведению относится население, видимо, никого не интересует, а ведь многие усматривают в приказе скорбеть 10 мая и праздновать 23 февраля намерение вырвать из народной памяти самую горькую страницу. На данный момент очевидно, что для большинства 23 февраля так и останется днем, когда произошла одна из величайших трагедий в истории чеченского народа.