О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе
Мужской узкий кожаный пояс с серебряным или металлическим гарнитуром, который надевали поверх черкески или бешмета, - предмет гордости кавказского горца.
«Бешмет, - писал о комплексе мужской одежды в Дагестане историк XIX века Н. Дубровин, - застегивается крючками, а черкеска, обрисовывающая стройную талию мужчины, туго перетягивается кожаным поясом с металлическими украшениями, а у людей богатых и зажиточных с серебряным убором. Спереди на поясе висит кинжал: у богатого оправленный в серебро, а у бедного без всякой оправы. Кинжал не снимается никогда, даже дома. Туземец, скинув черкеску, опоясывает себя поясом с кинжалом поверх бешмета».
Пояса представляли собой узкие кожаные или шелковые ленты с металлическим набором (пряжка, наконечник, обоймица, бляшки и др.). Пряжки, наконечник, бляшки и другие серебряные элементы пояса покрывались гравировкой с чернью. В редких случаях употреблялись целиком металлические из бронзы и реже из золота пояса-цепи.
Традиционный черкесский мужской костюм. Из фондов Национального музея КБР.
Узкие ремни с железным или медным набором были найдены на Северном Кавказе в уже средневековых склепах. Этнограф Е.Н. Студенецкая приводит определение археолога Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».
Е.Н.Студенецкая дала классификацию мужских поясов: «По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX - начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником.
Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу.
Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.
К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальник или жирница - прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота».
Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое главное - на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее».
В Нальчике молодежь возрождает традиции мужского костюма. Где черкеска - там и пояс. Фото 5 апреля 2014.
Для взрослого мужчины появление «неподпоясанным» априори невозможно, такое могли позволить себе только глубокие старики или дети. Пояса широкие матерчатые были допустимы для стариков, служителей мусульманского культа, а также мужчин в трауре. Матерчатыми поясами могли подпоясать бешметы, но черкески - никогда.
Конструктивно пояс подчеркивал стройность фигуры (известно, что в традициях Северного Кавказа мужская полнота осуждалась и высмеивалась), а семантически пояс был частью мужского воинского дискурса, так как был связан с оружием, с кинжалом прежде всего.
Кинжал является обязательным элементом, частью национального костюма всех народов Северного Кавказа. Один из первых черкесских историографов, офицер Хан-Гирей отмечал: «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе (курсив мой – НН) и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».
Слово “опоясаться” означало “взять в руки оружие”. У народов Северного Кавказа был выработан этикет ведения войны, основанный на распространении понятий чести, доблести, достоинства на противника. Наивысшего развития и детализации такие нормы достигли у черкесов. Современный историк и этнограф Асланом Марзей писал об этом: “Фундаментальные принципы адыгской этики – человечность, почтительность, честь, совесть – адыги распространяли и на военную сферу, считая недопустимым войны без правил, без соблюдения этих принципов”.
Исследователи, прежде всего А.Марзей и З. Доде, считают, что в средние века количество металлических накладок, их форма, орнаментация и взаимное расположение представляли собой сложную систему, в которой была закодирована информация. Люди могли «читать» пояс, как открытую книгу, и сразу же понять многое о его владельце – его этнической принадлежности, социальном статусе, месте в воинской иерархии и боевых заслугах. В частности, у черкесских дворян на поясе висела только одна серебряная бляшка. С течением времени информационные функции поясов были утрачены.
Как любой атрибут северокавказского костюма, пояс играл не только семантическую, но и утилитарную роль. Исходные формы металлических бляшек на «кавказском» поясе – это вещи сугубо бытового назначения: пороховница, кресало, шило и др. Со временем, когда необходимость во всех этих предметах отпала, они превратились в декоративные детали. Пояс символически заключал человека в круг, поэтому выполнял и охранительную функцию.
Интересно, в костюме имама Шамиля одновременно присутствовали и повязанная чалмой папаха, и традиционный кавказский пояс. Исследователь вайнахского костюма З.И. Хасбулатова приводит великолепный пример, в котором ярко отражены возможности невербальной коммуникации с использованием пояса: “Во время нахождения имама Шамиля в плену к нему явился посыльный с известием о рождении у Александра II наследника. Шамиль снял с себя пояс, на что никто не обратил внимания. Но когда Шамиля стали упрекать в том, что он якобы не обрадовался такому событию и не одарил гонца за радостную весть, он ответил, что разве мало обещания наследнику – быть союзником, а не врагом...”.
Металлические наборы для поясов часто делали мастера из Дагестана, занимавшиеся отходничеством в городах и селах Северного Кавказа.
Источники:
Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. №4. С. 129-153.
Марзей А.С. Черкесское наездничество - Зекlуэ.Из истории военного быта черкесов в XVIII - первой половине XIX века. Нальчик, 2004.
Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII -XX вв. М., 1989.