"Пусть твое дело Бог сделает скорым!" Магия в родовспоможении на Северном Кавказе.
Таинство родов на Северном Кавказе обставлялось магическими действиями и словесными формулами.
В помещение, обустроенном для родов, приносили металлические предметы-обереги - топоры, серпы, обнаженные кинжалы. Тема положительного, оберегающего воздействия на роженицу серебряных и металлических предметов распространена на всем Кавказе. Так у андалальцев (в с. Чох) рядом с роженицей клали обнаженную шашку. Известно, что в Гидатлинском обществе хранилась шашка, исписанная изречениями на арабском, которой приписывалась способность облегчать роды. В случае сложных родов шашкой проводили по животу роженицы. В комнате, в которой женщина рожала, держали Коран или записки с молитвами.
Уже во время начавшихся схваток использовали приемы имитативной магии, призванные, по принципу подобия, облегчить, «развязать» роды: в доме открывали сундуки, шкафы, замки.
Самой роженице тоже, например, у вайнахов, карачаевцев и балкарцев, черкесов, у осетин, салатавских аварцев (с. Буртунай, Алмак), акушинцев (с. Гапшима, Гинта, Танты) расплетали косы.
Присутствовавшие на родах женщины развязывали узлы, пояса, расстегивали одежду. Вайнахи во время молитвы о помощи роженице, расплетая узлы, говорили «роди так же». При этом они шепотом обращались к Аллаху с мольбой о благополучном исходе родов.
У осетин входящая к роженице женщина должна была потрясти подол своего фартука или юбки и сказать: «Роди так же легко, как легок мой подол». Легко оторвав кусок ткани от своей одежды, говорили: «С такой вот легкостью роди, с какой я оторвала эту ткань». Взявшись за край платка, произносили: «Сколько ниток в платке, столько добра, столько счастья, столько раз освободиться, скорее освободиться, и путь живучим будет младенец, будь он девочкой или мальчиком». Пришлепывая чувяками, женщина говорила: «Как легко я пришлепываю ногами, так легко роди». Входящие загибали задники чувяк вовнутрь, с порога произносили: «Шире горловины мешка». Кто-либо из входящих клал у порога подкову.
У черкесов также было принято разрывать горловины и подолы платьев всех присутствующих на родах женщин, так как считалось, будто всё тугое мешает быстрому разрешению женщины от родов: «Как быстро мы эти вещи раскрыли, так и твоё дело скорым пусть Бог так сделает!».
В качестве оберега против «злых духов» у адыгов применялось веретено и чесалка. При очень трудных родах мамыку (повитуха, акушерка) брала веретено и дотрагивалась им до волос роженицы, а чесалку ставили рядом, чтобы злой дух не смел приблизиться.
Для облегчения родов вайнахские повитухи делали массаж поясницы, а живот роженицы смазывали свежим теплым коровьим маслом и слегка массировали. Чеченцы в углах комнаты могли жечь рыбью кость — окуривание дымом от рыбьих костей должно было помочь легким родам.
Между схватками повитуха заставляла роженицу двигаться по комнате, делала теплые ножные ванны, массировала круговыми движениями живот, растирала спину и поясницу маслом, обезболивала схватки, нажимая на определенные точки. При слабой родовой деятельности роженице не разрешали сидеть или лежать, а тем более засыпать.
Современные мамы предпочитают не магические приемы, а опытных врачей.
На фото - Рисат и Шамиль Тазиевы, родители тройни. с. Стальск, Дагестан. 2014.
Иногда рожениц раскачивали на паласе, на бурке; у тляратинских аварцев на войлоке. Если и эти действия не помогали, то у некоторых народов женщину выводили и заставляли долго ходить по мосту. В с. Ирганай беременную заставляли речку переходить — считалось, что вода своими плавными движениями, текучестью воздействует на роженицу.
Если же роды затягивались, у вайнахов повитуха помогала роженице лечь на войлок или одеяло, а женщины, взявшись за их концы, переворачивали роженицу из стороны в сторону или же, взвалив на спину (спина к спине), носили, встряхивали время от времени; заставляли ее тянуться, а затем под поясницу подкладывали валик, на котором женщина должна была лежать некоторое время.
В следующем посте — что это за мифическое существо, якобы похищающее детей в утробе матери? Чем объясняли в старину трудные роды — природой или «работой джиннов»? Как воспринимали рождение близнецов? И, наконец, что современные молодые женщины, не так давно ставшие мамами, думают о присутствии своих мужей на родах, о повитухах и родильной магии?
фото с сайта dagstudent.ru