"Чувствую себя частью общего и благого". Мусульмане - о Рамадане.
Сегодня начался священный месяц рамадан, в который мусульмане держат пост, отказываясь от пищи и воды в светлое время суток, и стремятся провести его в смирении, ограничении своего эго, любви к Всевышнему, сострадании. Соблюдение поста – один из пяти столпов Ислама, т.е. одна из пяти обязанностей мусульманина. Пост, как и хадж, был регламентирован самим Пророком Мухаммадом еще в первые годы ислама, и в этом тоже его особая духовная сила и мощь. Воздерживаясь от еды, мусульманин еще раз подтверждает следование законам Всевышнего и, как считают некоторые богословы, переживает то, что чувствуют люди, лишенные достаточного количества еды и питья.
Несмотря на то, что все мусульмане соблюдают пост, следуя одним и тем же правилам, для каждого мусульманина пост и сам месяц рамадан очень индивидуальны. Индивидуальны так, как бывает любая духовная практика. У каждого был свой путь к рамадану, у кого-то – это собственная история, кто-то пришел, соблюдая традиции семьи, а кто-то свернул с этого пути..
Мне рассказали несколько историй, они очень интересны..
Магомед, Ставрополь –Дагестан: «Первый раз я держал уразу, когда мне исполнилось 13, это не было моей обязанностью, так как мне некоторые говорили: «Я буду в 15 лет держать». Считается прямой обязанностью начинать с 15-ти лет, некоторые говорили, чтобы я держал только несколько дней (три дня поста или по три в начале, в середине и в конце). Но, тем не менее, я чувствовал, что родные думают по-другому, они как будто видели во мне героя, гордились мной, хотя и не говорили об этом. В семье вообще всегда меня поддерживали в вопросах ислама, так было, когда я начал делать намаз в 8 лет, учить арабский и читать Коран и т.д.
Когда я начал впервые держать пост полностью, это было в 2003 году, в то время еще не прошли последствия 1990-х годов, когда мужская часть моих ближайших родственников давно отошла от исламских традиций и занималась рэкетом. Так постепенно некоторые родственники возвращались к соблюдению постов, посещению мечетей, стали делать намаз и т.д., соответственно и меня поощряли, если не материально, то своим довольством. Я стал таким источником исламских ценностей в семье, которые подхватил отец, мать и потом братья и сестры, кроме некоторых дядей, который продолжали выполнять формально намаз.
Я соблюдал исламские нормы не из-за того, что меня поддерживали, так как, например, в школе и в ВУЗе меня никто и никогда не понимал, дети вокруг меня не так сильно отличались религиозностью, и было легче вести себя, как все, но, тем не менее, я сам всегда был религиозен и сам по своей воле соблюдал пост и остальное.
Самое неприятное в посте для меня - его окончание, как ни странно, не потому, что пост заканчивается, и священный месяц уходит, а потому, что дальше начинаются «аварские адаты». Необходимо ехать в горы в родное село, надевать костюмы, рубашку, брюки, туфли, где нет нормальных дорог и целый день ходить на кладбище, в мечеть и по всем ближним и дальним родственникам. Все бы хорошо, но нужно играть особую роль, которая не всегда приятна, и так продолжается целую неделю, пока полностью не вернусь домой, мне только однажды удалось избежать этой поездки в горы, сославшись на учебу университете. Я пропустил один месяц, когда я жил в общежитии и нечего было есть на разговение, таким образом, я планирую возместить и посты, и намазы, которые я пропустил, и надеюсь найти на них и время и силы, так как сегодня очень трудно оставаться и мусульманином, и хорошим сыном, и успешным молодым человеком».
Казбек, КБР : «Не припоминаю, чтобы на меня оказали влияние служители культа. Скорее родные, близкие. И то, только в плане подачи, формальной значимости соблюдения рамадана. Содержание рамадана я определял сам – это духовная практика во имя Аллаха. Именно духовная, ибо физический аспект воздержания от пищи для меня не составлял никогда особой сложности. Разве что пара первых дней, не более того. Для меня, в принципе, достаточно того, что это одна из заповедей Всевышнего. Как и во всей религии, в это просто веришь или нет, принимаешь или нет. Вот и всё. Я это принял, стараюсь соблюдать. Уже больше 15 лет, так или иначе».
Джамшид, Москва: «Первый раз мне было 13-14 лет, как раз тогда долгие весенние дни шли, было тяжело мне тогда, но многое узнал о себе. Никогда никто не заставлял меня держать пост. Духовные смыслы формируются внутри постепенно, хотя муллы постоянно об этом говорят и пишут в книжках. Но все надо самому пережить. И каждый рамадан особенный, непохожий на предыдущий. ассоциации все приятные, наверное, почти как у западных людей с Рождеством, даже больше».
Хаджимурад, Дагестан: « Всевышний обещал многое нам за соблюдение предписаний в этот месяц. Я не верить Господу не могу. Кто, если не Он, выполняет свои обещания?
Обещана высокая награда и возможность искупить свои прегрешения немалые. Так что рамадан и пост - это хороший шанс все начать заново».
Махир, Адыгея: «Месяц Рамадан - самый священный месяц по лунному календарю. Первый раз я пост держал лет в 10, но целиком весь месяц постился лет в 13, а так вообще пост по несколько количество дней держал лет с 8. Пост для меня значит духовное сплочение, дополнительный стимул для вознаграждения. Пост - это испытание себя как с моральной точки зрения, так и с точки зрения пищи. Скажу честно, что мне, например, (если и можно применить такое слово) "тяжелее" держаться поста в моральном смысле, чем физически, т.е. не сквернословить, не допустить думать о плохом и т.д. Чувствую себя частью чего-то общего, благого. Ведь Аллах оставил награду за пост нераскрытой, настолько она будет великой для Его раба».
Рустам, КБР: « Мне мама говорила про рамадан и значимость этого месяца для мусульман, с детства помню ночные посиделки на кухне. Помню, как мама среди ночи вставала поесть, папа правда всегда спал. Затем мой двоюродный старший брат рассказывал более подробно о столпах ислама. Впервые лет в 14 я начал свой первый пост от начала до конца. Когда утром вставал поесть, то из нашей кухни смотрел на девятиэтажный дом напротив и с удивлением отмечал, что в подавляющем большинстве квартир загорелся свет на кухне».
Анна, Москва: «Я начала держать пост в старших классах школы. Никто, конечно, не заставлял и не уговаривал. Но моих знаний было мало по данному вопросу, и я соблюдала только сам пост, без сопутствующих атрибутов, как пятикратная молитва. Со временем моих знаний стало больше, это книги, статьи, лекции по религиям в университете с сопутствующими диспутами. Со временем и молиться начала, но чем больше знаний было, тем более понимала, что это мне чуждо. Я считаю себя верующим человеком, в силу того что родилась в исламской республике, я тяготею больше к исламу. Но вряд ли люди, считающие себя "истинными мусульманами ", назовут меня таковой. В этом году я не буду держать пост, иначе это было бы показным лицемерием с моей стороны. Но буду радоваться за тех кто узрел в этом истину. Счастливого месяца Рамадана!».
Лариса, Адыгея: «Что этот месяц особый в году, я знала с детства. Потому что моя бабушка ФатIимэт научила меня песенке. И мы с девчонками и ребятами с нашей улицы ходили от дома к дому и распевали ее, а хозяйки, как правило, пожилые, выносили нам сладости. Это похоже на колядки. Текст был таков: Аллохьумэ шъэли-хьали Мухьаммэдин оли. Оли Мухьаммэдин, ошъэби ошъэллахь. Рэмэзаныр къынэсыгъэшъ, Аллахьэм шъуелъэIузэ нэфыр ишъух! -О Аллах, ниспошли благослови и мир Мухаммаду и его семье. Настал Рамазан! В молитвах Аллаху проводите светлое время (день)!»
Поздравляю всех с Благословенным Рамаданом! будем достойны этих дней.