Рамадан в дни Первой мировой. Архивный Пост
Не так давно произошло очень важное и пока еще недостаточно оцененное событие — профессор Маирбек Вачагаев передал в Архивное управление Чечни почти 30 тыс. листов архивных дел, которые он тщательно, в течение почти 20 лет, собирал в архивах Франции. Дела касаются одного из сложных и противоречивых периодов истории Северного Кавказа — периода гражданской войны на Кавказе, истории Горского правительства и горской эмиграции, правления Деникина.
Этот документальный массив еще будет описан, систематизирован, каталогизирован и, конечно же, найдет своего читателя и исследователя. Ведь работа в архиве, несмотря ни на какие супертехнологии, всегда будет частью «ремесла историка» и его профессиональной культуры.
А пока мы с Маирбеком предлагаем вам знакомиться с отдельными документами из архива, переданного в Грозный. Каждый месяц в моем блоге будет размещаться «Архивного Дела Пост», в котором будет публиковаться и комментироваться какой-то документ. Это может быть и протокол заседания, и фотодокумент, и афиша, или какое-то объявление, размещенное от имени кавказского благотворительного общества в парижской газете. Словом, все то, что очеловечивает те периоды истории Кавказа и кавказской эмиграции в 1920-е гг., о которых мы пока еще очень мало знаем…
Сейчас завершается месяц Рамадан, и Маирбек нашел в своей коллекции уникальное фото — молитва офицеров- мусульман в первый день Ид аль-Фитр, в июле 1917 году. Фото сделано возле Риги, на обороте содержится текст письма.
"Многоуважаемый земляк! Шлю на память Вам "мусульмане 33 дивизии 21 корпуса на утренней молитве во главе с армейским ахуном гасановым в День Оразы-байрама "Айда-фитир" 8 июля 1917г. близ траншеи - позади одного полка (...) укрепление. Если можно было бы - отдали бы напечатать в какой -нибудь журнал. Текст слева - "Привет из действующей армии. От мусульман (...) верных своим единоверцам Закавказья. С уваж. Агаев".
Маирбек рассказал, где нашел эту фотографию и почему она его так поразила:
«Это фотография из архива великого азербайджанского политического, мусульманского деятеля первой трети XX века, депутата Госдумы времен Российской Империи, Президента (председателя) Парламента Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920) – Али Марданбека Топчибаши. Его архив долгое время был закрыт для массового исследователя, однако уже сегодня он стал доступным для тех, кто хочет ознакомиться с его документами. Архив (почти 20 крупных ящиков) хранится при библиотеке Высшей школы социальных наук Франции в Париже. Он был передан сыном Али Марданбека – Алиакбаром Топчибаши.
Архив бесценен, сохранившиеся документы первоначально сам Топчибаши переписывал от руки, а после его сын Алиакбар. Особое место занимают и фотографии, они составляют несколько ящиков. Среди многочисленных фотографий для меня было интересны те, что касались уроженцев Северного Кавказа. Среди многочисленных фотографий я заметил и эту фотографию, на которой военные сняты в момент совершения намаза. Можно было бы предположить, что речь идет о каком угодно времени и месте, если бы не объяснения с оборотной стороны.
Оказалось, что это праздничная молитва, совершаемая утром в Рамадан. Более того, указывается , что молитва идет на передовой, на фронте Первой мировой войны, буквально через несколько сот метров стоят немцы! Фотография просто изумительная, она показывает тех, кто ринется в бой уже через некоторое время, но даже в этот сложный час они сочли нужным и возможным выстоять в молитве по поводу Рамадана. Это говорит о духе этих людей, об их уверенности, что они в руках Всевышнего, а все остальное - это всего лишь миг времени».
Я обратила внимание на то, что молитвой руководит ахун (полковой имам) Гасанов. Как известно, тема имамов в армии Российской империи только с 1990-х гг. стала изучаться историками. И профессор Дмитрий Арапов был едва ли не первым, кто стал писать о штатном мусульманском духовеснтве в армии. Так вот, благодаря его архивным разысканиями стало известно, что в 1906-1908 гг. было разработано и принято специальное положение «Об учреждении штатного магометанского духовенства в войсках». В Первую мировую на должности в регулярных национальных полках представители мусульманского духовенства назначались командованием и входили в штат. В иррегулярных национальных формированиях они избирались самими верующими и после этого утверждались командованием. Мусульманское духовенство в армии приводило новобранцев к присяге, руководило пятикратными молениями, совершало погребальный обряд.
«История мусульман в армии Российской империи, - продолжает Вачагаев, - требует изучения не только и не столько историками. Изучение этого опыта необходимо для власти. Дело в том, что бы ни говорили и как бы ни подсчитывали цифры, одно остается непреложным – рост мусульманского населения в России имеет долгую перспективу. А это требует и внесения изменений в быт солдат и в характер вооруженных сил РФ. Полковой мулла, или имам в части, должен стать обыденностью для Вооруженных сил РФ. Тогда будет понятно и легче командованию решать многие вопросы, если не все. На самом деле, история мусульман в период Российской империи показывает, что власть в те годы доверяла мусульманам. Муллы или имамы в армии - это не пережиток прошлого, а реальность, которую следует признать и внедрить как можно скорее».
Посмотрите на эту фотографию. Кто были эти люди? Служили ли мусульмане в 33 дивизии 21 Армейского корпуса? Участвовали ли они в Рижской кампании, ставшей одной из последних в истории ПМВ? Откуда были призваны или записались в армию добровольно? Они из Поволжья или из Закавказья?
О чем они просили Всевышнего, простираясь ниц и склоняясь в очередном поклоне – об окончании войны? О том, чтобы вернуться домой? О благополучии своих родственников?
Фотография мне кажется очень энергетически насыщенной, завораживающей, как будто слова Фатихи слышны почти через почти столетие.
P.S. Один нюанс, который надо отметить. Есть определенная нестыковка дат. В тексте письма говорится, что фото сделано 8 июля, этот день в 1917 году – 18 рамадана. Т.е. это не может быть молитва по случаю окончания поста в праздник Ид аль-фитр. Тогда это обычная утренняя молитва в рамадан. Если бы в письме была указана дата 21 июля, тогда это и есть первый день праздника Ид аль –фитр в 1917 году.