Загадочный черкес из Парижа
Этот пост продолжает архивный проект с Маирбеком Вачагаевым, историком-кавказоведом из Парижа. Мы задумали сделать несколько постов, посвященных горцам, известным и малоизвестным, чья жизнь была связана с Францией.
И первый такой рассказ от Маирбека – о Мухамеде Хаджетлаше. Скажу сразу, что личность Хаджетлаше неоднозначна – одни считают его чуть ли не авантюристом, использующим разные псевдонимы - “Кази-бек Ахметуков”, “Юрий Кази-Бек”, “Магомет Айшин”, “Алаев”, “Григорий Эттингер”- и представляющимся то полковником французской службы, то казачьим полковником, то турецким пашой, но в реальности не бывшим ни полковником, ни черкесом, ни мусульманином.
Другие пишут о том, что он сотрудничал с департаментом полиции РИ и с Петром Столыпиным и был его тайным информатором по «мусульманским делам», а впоследствии британской разведки.
У Маирбека, работавшего с личным архивом Хаджетлаше в Париже, свой взгляд на его жизнь и его историю:
«Одним из первых кавказских горцев, осевших в Париже, был по всей вероятности черкес Мухамед-бек Хаджетлаше. Возможно, отдельные случаи пребывания горцев в Париже были и раньше, но на сегодня нет ни одного подтвержденного факта, что кто-то из горцев жил в Париже со своей семьей в начале XX века.
Вокруг имени М.Хаджетлаше много загадок и лакун, требующих детального изучения.
Историки в России по-разному оценивают его жизнь и деятельность. Одни, например, как историк из Нальчика Раиса Хашхожева, пошли по самому простому пути, они подогнали отдельные моменты его биографии под выдуманную ими же историю этого интеллигентного и высокообразованного для своей эпохи горца. По их версии, такого человека вообще не было, а он является всего лишь перевоплощением некого Кази-Бека Ахметукова, чуть ли не резидента большевиков. Однако надо было только видеть в его личных бумагах, непредназначенных для чужих глаз (личных письмах к жене и детям), какого мнения он о большевиках, чтобы понять, что историк совершенно не права.
Другие, как историк Ольга Бессмертная, считают, что перед нами чуть ли не великий комбинатор Остап Бендер.
На самом деле Мухамед-бек Хаджетлаше (1872-1929) - персонаж невыдуманный и неперевоплощенный из кого-то. На самом деле его жизнь – это трагическая история черкеса, который прошел путь от сироты- мухаджира до общественно-политического деятеля с мировым именем. Именно эта слава и его биография не дают покоя недобросовестным историкам и не позволяют писать о нем как о достойном сыне своей эпохи.
Будучи в тюрьме в Стокгольме (о причинах заключения я скажу ниже), он написал историю своего рода для своих детей, чтобы они знали свои корни и предков.
По этой версии, его далекие предки появились на Кавказе в 1645 году после приглашения османского султана Сулеймана II. Ранее они жили на берегах Ганга, куда переселились по причине неприятия правления халифа Омара. Предок Хаджетлаше Махмуд-хан прибыл в Стамбул и со временем переселился на Кавказ, где женился на черкесской княжне, 16-летней Сатансу.
Именно от брака Махмуд-хана и Сатансу начинается кавказская линия его рода. Махмуд-хан женился несколько раз, и от всех браков у него было 18 сыновей и 14 дочерей. В XVIII в. титул хана они сменили на звучащее по-кавказски название - «бек». В горах у них был свой аул, названный в честь княжны Сатансу. В ауле было около 40 домов, где жила вся его многочисленная семья, а неподалеку был аул, где жили подданные, которых насчитывалось до 500 дворов и 5000 жителей.
Линия рода Мухамед-бека развивалась через одного из сыновей Махмуд-хана – Сулейман-хана (1712-1820), через его сына Джуджи-хана (1735-1824), у которого был сын Кончун-бек (1758-1835), у которого в свою очередь был сын Мухмад-бек (1790-1850), после его сына Асланбека (1830-1877) и рождается он, Мухамед-бек Исламович (1872-1929).
Далее он пишет, что его отец Ислам-бек был корпусным командиром и погиб во время русско-турецкой войны в 1877 году, сражаясь на стороне турецкой армии. Мать его Айша –ханум была из рода Болотоковых. Она умерла в Турции. Его отец, Ислам-бек, переселился в Турцию вместе с черкесами, отказавшимися покориться. По его словам, к моменту, когда он пишет эту историю, из некогда многочисленного рода остались в живых только его два сына и три дочери.
В своем письме он просит детей помнить о своих черкесских корнях.
Женой Мухамед-бека была Айшат, дочь генерал-майора князя Исламбекова, из бесленеевского рода Исламбековых. В своих письмах адвокату она трогательно описывает, как она вышла замуж за Мухамед-бека (так как их семьи враждовали, им пришлось с благословения отца невесты и вместе с ним уехать в Стамбул, где и был заключен брак в 1900 году). У них было два сына Ислам-бек и Магомед-бек и три дочери - Лейла, Мирият, Тайфа.
Кстати, несмотря на то, что дети были мусульманами, Мухаммед-Бек Хаджетлаше обратился к Великой княгине Виктории Федоровне, которая дала согласие быть «Высокой покровительницей» ( как бы крестной матерью). Вообще у самого Мухаммед-Бека Хаджетлаше были очень близкие отношения с царской семьей, в том числе и самим императором и его братьями (великими князьями).
Письмо М. Хаджетлаше о согласии Великой княгини Виктории Федоровны быть покровительницей его дочери.
Именно старшая дочь до своей смерти будет пытаться реабилитировать отца в глазах общественности, но так и не сумеет что-либо изменить. Она собрала и передала архив (24 дела), который позволяет шаг за шагом проследить судьбу этого великого человека".
О дальнейщей судьбе Мухамеда Хаджетлаше читайте в следующем посте..