Мурат Каширгов: "Мне важно быть ближе к своим корням".
Музыкальный ролик «Ночь абрека» появился в сети всего несколько дней назад, но уже набирает популярность. Это «проект трех» – поэта Мурата Брата, музыканта, основателя фолк-рок-группы Noba Rey Мурата Каширгова и художника, работающего в технике sand-art, Шеомира Гучепшоко. В основе клипа тема, знакомая каждому черкесу. Он о времени Кавказской войны, о том, что война имеет и личное измерение, о том, как человек может в одночасье потерять дом, семью, детей, любовь – все то, вокруг чего строилась его жизнь. Главный герой сюжета, вопреки своей воле став абреком, выбрал путь мщения.
Об истории создания этого клипа, о черкесских мотивах в его творчестве, об образе абрека и о том, будет ли продолжение темы, я поговорила с Муратом Каширговым.
Мурат, расскажи, пожалуйста, как возникла идея создания именно такого проекта, где музыка и текст соединились с санд-артом?
Идея возникла благодаря Мурату Брату, предложившему своё замечательное стихотворение для реализации в песенной форме. Далее, по моей просьбе он редактировал его, добавлял припевные части под написанную мной мелодию. Мелодия родилась неожиданно быстро. Изначально я видел аранжировку в более лирической, акустической форме, потом решил сделать песню более динамичной. Как только трек был записан мной в форме, близкой к окончательному варианту, я предложил Шеомиру попробовать создать песочную визуализацию. В то время Шеомир был занят подготовкой к своему спектаклю в одном из Мадридских театров и к представлению в КЧР, посвящённому траурной дате, Дню памяти и скорби черкесов, 21 мая. Но в первой половине июня раздался звонок, и Шеомир сказал, что уже работает над нашим проектом. Сюжет клипа он придумал сам. В середине месяца мы встретились, я скопировал видеофайлы и приступил к монтажу. Материал включал более пяти часов съёмок с двух камер. Монтаж давался не очень просто, много талантливо сделанного материала пришлось сокращать, было очень жалко опускать какие-то эпизоды, так как хронометраж ограничен всего 3,5 минутами.
Тема абреков, абреческой культуры занимает особое место в традиции и в литературе черкесов, вспомним и героев Адиль-Гирея Кешева, и Тембота Керашева. Абреки воспринимались как идеальные герои, заступники, покровители слабых, люди с обостренным чувством справедливости. К трагическому одиночеству абреков люди относились чуть ли не с пиететом. Абрекам приписывали почти что мистическую силу, даже бессмертие. Есть известный персонаж, черкесский абрек Казбич, о котором говорили, что в жарких сражениях с неприятелем он даже после смерти не раз чудился на белом коне и в белой одежде. Тебе интересна абреческая тема?
В данном случае по замыслу автора текста, Мурата, персонаж стихотворения - это неприкаянный, свободный, мятежный человек, оказавшийся в одиночестве. Текст абстрактный, иносказательный, именно он меня и привлёк, а не тема абречества как таковая.
Я знаю, что среди твоих треков много ремейков черкесских народных песен, они практически в каждом твоем альбоме. Почему тебя влечет эта тема? Что такого мы, люди, живущие в XXI веке, можем найти в песнях, которым более 100 лет?
Для меня это желание быть ближе к своим корням. Помимо музыкальной составляющей фольклорные песни несут и важную для нас информационную составляющую — исторические события, трагические сюжеты, описание традиций и пр. Но каждый, кто серьёзно интересуется этим пластом, находит в них для себя что-то своё, как я думаю. Я занимался ремейками народных черкесских песен на протяжении 8-9 лет, сейчас решил немного отойти от этого направления в творчестве. В новом материале песни на родном языке полностью авторские — музыка моя, а тексты сочиняют талантливые поэты. В двух других записанных на данный момент песнях, которые войдут в новый альбом, стихи Анфисы Фировой.
Сам вопрос может звучать противоречиво, но…Традиционная музыкальная культура адыгов современна?
Если под традиционной музыкальной культурой понимать песни в их изначальной, архаичной форме, то они существуют вне времени и моды. Они - неотъемлемые элементы бытия народа. Их исчезновение говорит о культурной деградации и процессе потери самосознания. Если речь о современной музыке черкесов, то я не особо интересуюсь ей. Хотя несколько лет назад были замечательные работы на основе фолка Аслана Дудара, Аслана Готова, Анзора Увижева, группы «Хатти». Возможно, я просто упустил из виду какие-то проекты и артистов из-за того, что я в принципе далёк от поп-музыки, тем более в её кавказском варианте.
Вы, все авторы, выбрали для ролика острую тему. Обратившись к сюжетам Кавказской войны, Вы изменили оптику, сместив акценты с больших форматов до уровня трагедии одного человека. В этом, как мне кажется, вы следуете тем традициям черкесской песенной культуры, в которых в центре стоит личность, а духовный мир одного человека не менее сокровенен, чем мир всего народа. Какие самые важные вещи ваш зритель должен понять благодаря этому клипу?
Война — это всегда бедствия. Она разрушает не только территории, но и тонкий духовный и эмоциональный мир общности людей и отдельных личностей. Человек, с оружием вторгающийся на чужие территории, должен понимать, что он несёт только зло. А когда жертвами войн становятся беззащитные люди (дети, женщины, старики) — это зло в квадрате. К сожалению, наш этнос перенёс жесточайший геноцид, и сюжетов, подобному тому, что показан в клипе, было множество.
Планируете ли выпуск новых песен в такой же стилистике с теми же соавторами?
Сложно спланировать творческий процесс, тем более в соавторстве. Чаще всего это происходит спонтанно. Скажу лишь, что мне было очень комфортно во всех смыслах работать с Муратом и Шеомиром. Надеюсь, у нас ещё будут идеи и возможности для реализации других проектов.
Текст песни спереводом на русский.
АБРЭДЖ ЖЭЩ.
Кхъашхьэм бзу тесым
Гъыбзэр къырешыри,
Бэджыхъыр жьыбгъэм
К1уэц1ырещ1ык1.
Жьыбгъэ щхьэуназэм
Мазэр зэрешэри,
Абрэджым и псэр
Вагъуэм ягъэпск1.
Уанэр зи щхьэнтэр
Щ1ы ф1ыц1эм йосэри,
1эпкълъпкъыр жылэу
Щ1ым мэгъуэлъыж.
Абрэдж жэщ къыстоуэ
Абрэдж жэщ къысток1уэ
Абрэдж жэщ сехьэхури
Си закъуэу сыкъегъэнэж
Абрэдж жэщ–зы вагуэ
Абрэдж жэщ–мазэхэ
Абрэдж жэщ–л1ы лагъуэ
Абрэдж жэщ - псэхьэху
Бгым дэк1уей лъагъуэр
Уэгум хок1уадэри,
Гъуэгурык1уэр Тхьэшхуэм
Худрешэиж.
Шы тхыц1эм вагъуэхэр
То1эбэрабэри,
Абрэджым и гур
Абгъуэ пэлытщ.
Пщэджыжьым гъуэгухэр
Къызэщ1оушэри,
Абрэджым и псэр
Ахърэт пэрытщ.
Усевшись на камне надгробном
Птица надрывно поёт песню-плач.
Не находит себе места
И бродячий ветер бездомный
Ветер бесприютный в порыве безумном
Хочет сорвать с неба Луну.
Но звезды терпеливо убаюкивают и купают
В лучах своих неприкаянную душу абрека.
Абрек, чьей подушкой бывает только седло,
Крепко сроднился с черной землей -
И тело его привычно ложится на землю
Словно зерно, готовое прорасти
ПРИПЕВ:
Приходит стремительно ко мне Ночь Абрека.
Завлекает и покоряет меня Ночь Абрека.
И кружит мне голову Ночь Абрека.
А потом оставляет с самим собой в одиночестве.
Ночь Абрека–одинокая звезда путеводная.
Ночь Абрека–безлунная темная ночь.
Ночь Абрека–одинокая тропа неустрашимого.
Ночь Абрека– душа, данная Богом в долг.
Тропинка, уходящая в гору,
Пропадает в дали в небесах.
И приводит одинокую душу путника
К лику Всевышнего.
Несмышленые звезды, играясь,
Гладят вспотевший круп лошади.
А осиротевшее сердце абрека,
Словно навсегда покинутое гнездо.
Утром все дороги на свете
Опять просыпаются.
И душа абрека вновь пробуждается.
И он снова готов к мести и смерти