Атлеты прошлого. Ал-Клыч Хасаев.
Ал-клыч Бугленский — выдающийся борец вольного стиля. Обладатель золотого пояса, выступал на борцовских коврах Ирана, Турции, Франции, одержал победы над сильнейшими борцами своего времени. Ал-Клыч Хасаев родился в 1880 г. в крестьянской семье в с. Буглен Темирханшуринского округа (ныне Буйнакский р-н). Еще в юношеские годы у Ал-Клыча проявились незаурядные физические способности, восхищавшие сверстников, односельчан. Вскоре о нем как о необычайном силаче, с которым никто не может состязаться, заговорил весь Дагестан. Он одерживал победы над самыми прославленными борцами. С ошеломляющим успехом выступал в городах Северного Кавказа, Закавказья, Средней Азии, Казахстана, России, Украины. Наибольшую славу Ал-Клычу принесли его великолепные победы на спортивных аренах Турции, Ирана, Азербайджана, Китая, Франции. Он — единственный человек, одержавший победу над чемпионом чемпионов Иваном Поддубным. Как великий спортсмен Иван Поддубный честно признал свое поражение и вручил Ал-Клычу свой золотой пояс чемпиона мира. Говорят, Ал-Клыч боролся даже со львом, и что шкура побежденного им зверя хранилась в доме борца.
Начиная с периода первой мировой войны, Ал-Клыч выступал против самодержавия и боролся за свободу Дагестана, участвовал в революционных событиях в Турции и Афганистане. Во время вторжения в Дагестан деникинцев храбро бился против захватчиков. Однако ревтрибунал, вопреки разуму и совести, 11 июля 1920 г. вынес решение о расстреле Ал-Клыча. Дагестанцами были приняты все попытки защитить народного героя, но, увы безуспешно. Так в 40-летнем возрасте трагически оборвалась жизнь человека феноменальной силы, незаурядного мужества, большой человечности, патриота.
Когда Ал-Клыча вели на казнь, он сорвал рельс-угольник и изогнул его в спираль, оставив потомкам вещественное свидетельство своей уникальной силы. В Буглене, на родине знаменитого богатыря, Ал-Клычу установлен памятник.
Маленькая зарисовка дагестанского корреспондента. «Ехали как-то на крутом джипе крутые ребята. Настроение у них было превосходное — денег в кармане немеренно, да и “на грудь” приняли основательно. А тут и Буглен на пути, и скрученный рельс (если быть точным, это не рельс, а тавровая балка, но все привыкли его так называть) красуется как свидетельство не твоей, а чьей-то крутизны. Не стерпели ретивые, остановили машину, вышли, и один из парней заявил во всеуслышание, что он может то же самое сделать с этой железкой. Но как не пыхтел и не тужился несостоявшийся новоявленный Ал-Клыч, вцепившись в балку, усилия его оказались тщетны. Не скоро еще родит дагестанская земля подобного Ал-Клычу, если вообще возможно повторение феномена»