Рауф не может быть армянским шпионом, а следователь не может засадить невинного
Сегодня весь сам не свой. Нет, началось вчера, когда пришла первая весть об аресте в бакинском аэропорту журналиста Рауфа Миркадырова. Знаю его очень хорошо и очень давно, примерно с 1996-го. С его ходатайства был принят в газету «Зеркало», где Рауф работает до сих пор. Вернее уже числится.
На моих глазах закрутилась его жизнь с Аделей, потом они уехали в Турцию, спустя три года его выставили оттуда якобы за просрочку разрешенного срока пребывания, а два дня назад в бакинском аэропорту, прямо с трапа увезли в следизолятор МНБ.
Адвокат говорит, что обвиняют в шпионаже. Миркадыров – армянский шпион? Бред, полная чушь, глупость, дурость, такого не может быть.
Это не просто слова, за ними мое убеждение, основанное на фактах.
Чем армяне могли бы его «купить», и на что? Большими деньгами? Но Рауф – бессребреник. Единственное, что ему нужно – это много сигарет, старый компьютер и любимый человек рядом. И будет писать – много, остро. На его публицистических статьях выросло поколение азербайджанских журналистов , и ни один не дорос до Миркадырова. Большая часть читателей газеты «Зеркало» покупало ее только ради статей Рауфа.
За этот труд он всегда получал копейки, и был доволен. Да ему бы только захотеть, и давно взяли бы главным редактором в любую другу газету, изгаляющуюся в подхалимстве. Минимум полторы тысячи в месяц ему было бы обеспечено.
Но деньги Рауфу не нужны, вернее , не в деньгах его счастье. А больше армянам купить его не на что. Не утверждениями же о том, что Карабах – исконно армянский, а все азербайджанцы – кочевники.
Откуда тогда такое чудовищное обвинение? По словам адвоката, тянет от 10 лет до пожизненного. Если бы власть хотела наказать Рауфа за критику азербайджанской реальности, могла бы применить простой и апробированный метод – наркота, обнаруженная в кармане, или неизвестный уличный провокатор, оскорбивший неугодное лицо и вызвавший естественную его ответную реакцию. И все – обвинение в уличном хулиганстве готово.
Но «шпионаж в пользу Армении» - это очень серьезно, и для обоснования в суде такого обвинения им придется привести веские аргументы. Без видеоматериалов, свидетелей, каких-то документов, только «на одних пальцах» суд над Рауфом быстро станет всемирным посмешищем.
Перебираю в уме варианты. Вспоминается история 2005 года с народнофронтовским молодежным активистом Русланом Баширли. В переписке с некоей зарубежной правозащитной организацией выманили его в Тбилиси, там как-бы договорились о совместном миротворческом проекте, потом была сауна с девочками и спиртным. Язык у парня развязался, наговорил кучу глупостей, а потом ему раз – и видеозаписью в лицо. Сотрудничай, или передадим вашим особистам.
Руслан отказался, а спустя полгода эту запись, «дружески» переданную армянами азербайджанским «коллегам», денно и нощно крутили по азербайджанским телеканалам. Вот, мол, демократическая оппозиция, какие у вас юные активисты – на врага работают.
И никого не интересовало, что Руслан ведь врагу и не сообщил ничего. Да и ничего знать не мог, так как был он никем. И не представлялись ему те, кто тайно записывал в сауне, своими истинными именами и должностями. Руслан до последнего момента считал, что парится в бане с такими же, как он, армянскими НПО-шниками.
Рауф много раз бывал на различных конференциях в Армении, ездил в США, в другие страны. В Азербайджане хватает других, которые ездили в Армению и в другие страны намного больше и чаще, чем Миркадыров. Все на свободе, сотрудничают с армянами в разных проектах, никто их не трогает. То есть за одни только поездки в Армении не посадят.
Может, Рауф ляпнул не то, в скрытую камеру? Винные пары притупляют бдительность. Эта версия - самое худшее, в чем можно Рауфа обвинить. Других нет, и быть не может. Но не сообщал же Миркадыров армянским офицерам тайную информацию, потому что не мог желать сотрудничества с армянскими спецслужбами, и не мог знать такое, что им было бы интересно. Рауф не может быть наймитом противника.
Не стал наймитом, поэтому армянами таким образом наказан?
Если и так, то следователи, при доброй воле и здравому рассудку, могут повести дело в сторону невольной, бессознательной ошибки Миркадырова. Он же не кадровый особист, чтобы за версту чуять вражеского разведчика.
Если же на его «отстрел» есть политический заказ, тогда другое дело. Можно засадить и за рукопожатие с армянином.
Высказанное мной предположение не обосновано официальным докладом МНБ, так как этого доклада еще не было. Моя версия зиждется на вере в гражданскую порядочность Рауфа и профессиональную порядочность следствия МНБ. То есть если моя версия совпадает с действительностью, то Рауф остается невиновным, а следователь Ибрагим Лемберанский подтвердит невиновность Рауфа, так как каждый из нас может в беседе с гражданином другой страны открыто высказать свое мнение, в котором нет государственной тайны. А Миркадыров носителем тайны не может быть по определению.
Все другие версии случившегося с Рауфом кажутся мне совершенно неправдоподобными.
Утверждение о том, что заслуженный журналист Азербайджана, известный за пределами страны публицист и аналитик Р. Миркадыров был тайным армянским шпионом – такая же несусветная глупость, как дилетантская байка о хладнокровном желании следователя МНБ сгноить в тюрьме совершенно невинного человека.