"Османская история" для азербайджанцев
Впервые в Азербайджане, в государственном педагогическом университете стали преподавать "Османскую историю". Почему не раньше?
На мой вопрос один из авторов учебника для высшей школы, заведующая кафедры Всеобщая история и технология преподавания истории - доктор исторических наук Севиндж Алиева (второй соавтор книги и преподаватель - доктор философии по истории Мехман Агаев) сказала:
"Долгое время история Турции преподносилось советской образовательной системой с точки зрения внешней политики Российской империи и ее длительной борьбы с Османской империей за сферы влияния. После распада СССР и восстановления независимости Азербайджанской Республики интерес к истории и преподаванию тюркских народов в нашей стране возрос в основном на волне общественных процессов и подъема национально-культурного самосознания. Однако в системе преподавания сохранялись серьезные пережитки и противоречия.
Преподавался предмет "История стран Восточной Европы", который подразумевал историю западных славянских народов , одновременно являющихся населением стран Варшавского Договора. Их изучение с идеологической точки зрения было понятно в советское время, но не оправдано на современном этапе. Или например, что означал курс "История тюркских народов в советский период"? Почему отдельно выделялся период именно советский период ? Почему не история тюрков в эпоху Эмира Тимура, шаха Бабура и т.д.?
В этом месте разговора я вспомнил о том, что в советской школе нас учили "Слову о полку Игореве", из которого я запомнил только это название, а про азербайджанский эпос "Деде Горгут" я узнал когда мне было лет 40.
Причина в том, что написание программ в постсоветский период осуществлялось кадрами советской школы и по советской литературе и штампам. Такая конъюнктура в преподнесении истории тюркских народов и государств основывалась от европоцентристском подходе и идеологической составляющей.
С этого года в АГПУ перешли к преподаванию "Истории тюркских народов и государств". Объясняем студентам, что народов на земном шаре много, но не все они способны к созданию государства. Уникальность тюркских народов в том, что они создали государства, оставив след в истории цивилизаций.
Долгое время в курсе "Всеобщая история" преподавалась отдельно история стран США и Латинской Америки, история стран Западной Европы и Восточной Европы, стран Азии и Африки. Это было основано на классовом подходе, рассматривались страны капиталистического и социалистического лагеря, а также развивающиеся страны, которые могли пойти по пути социализма.
История Турции и Ирана, не говоря уже о мусульманских странах рассматривалась в рамках русско-турецких, русско-иранских войн или освобождения от Золотоордынского ига. Величайшие тюркские военачальники и правители изображались тиранами и деспотами, разрушившими европейские и христианские культуры и угрожающими безопасности Европы. Турция зачастую представляется как инструмент европейской политики.
Изучение Османской истории продиктовано тем, что Азербайджан связан с Турцией исторической, географической, культурной и религиозной близостью. Турция - можно сказать единственное тюркское государство, которое существовало такой огромный промежуток истории, располагалось на трех континентах - в Европе, Азии и Африке. Цивилизационная ценность огромной державы оказала влияние на огромную географию мусульман всего мира.
Севиндж Алиева обозначила направления следующей работы сказав, что при преподавании Османской истории они столкнулись с отсутствием специальной литературы на азербайджанском языке.
Исторические курсы «слепо» переносят понятия и термины западноевропейской и североамериканской исторической науки, которая считает отсталыми исламский мир и азиатские культуры. Марксистский формационный подход, который господствовал в советское время, также был достаточно европоцентричен. Расистский колониальный европоцентризм ХIХ века и нерасистский, более демократический европоцентризм второй половины ХХ века - учитывают только колониальную политику Запада. В учебниках истории нельзя было найти ни слова о флоте Османской империи, между тем о Непобедимой Армаде или Английской флоте должны были знать все. Это относится к тюрко-мусульманским ученым и просветителям.
Османская история - часть всеобщей истории, огромного тюрко-мусульманского мира, образец толерантности и государственного управления, хронологией в семь с лишних веков - заслуживает отдельного преподавания в высшей школе, - объяснила С.Алиева.
Редактор нового издания - завотдела Международных отношений института Востоковедения НАНА доктор философии по истории Гюляр Кавказлы, рецензент - Советник Отдела Образования Посольства Турции в Баку доктор философии по истории Нихат Боюкбаш.