Памятники и политика на Северном Кавказе. 2000-е годы
Памятники, которые возводятся на современном Северном Кавказе, как путеводитель или как открытая книга. Традиция и новация, новые темы и ожившие герои, новые споры, общие радости и разрушительные трагедии – все это в памятниках 2000-х гг.
На всем Северном Кавказе сохранились памятники Ленину – их почти нигде, ни в северокавказских столицах, ни в районных центрах, ни в аулах не переносили, не обливали краской, не собирали подписи, чтобы снести.
Памятник Ленину в Майкопе.
Памятник Ленину во Владикавказе.
Можно было бы написать «нигде» – если бы не Владикавказ в 1993 году, где был взорван памятник Ленину, тогда памятник упал с постамента и раскололся. И еще была Махачкала, где дважды, 9 мая 2000 года , и через 10 лет, в 2010-м, памятник попытались взорвать.
То, что на Кавказе памятники Ленину сохранились в то время, как по всей стране ленинам отпиливали руки, обливали краской, надевали мотоциклетные шлемы, вкладывали бутылки пива в руку, сдавали на металлолом и всячески издевались, говорит совсем не о любви и каком-то особом отношении к вождю всех пролетариев. Это - традиционное уважение кавказцев к памяти своих «старших» вообще. Растревожить памятник Ленину – все равно, что растревожить память своего деда или прадеда.
Памятник Ленину в Махачкале.
Остались на Кавказе и памятники Кирову, который, как известно, призывал своих товарищей по партии, когда по всему Кавказу планировалась борьба с исламом, не вторгаться в сферу шариата, а в одной из статей писал, обращаясь к горцам: «Шариат – это ваш мир».
Памятник Кирову в Махачкале
По всему Кавказу всегда продолжали гореть «вечные огни», даже в самые трудные годы 1990-е годы муниципалитеты находили средства, чтобы поддерживать мемориалы. Прошлогодний взрыв мемориала в Нальчике и попытка взрыва в Тырнаузе вызвал недогование у жителей Кабардино-Балкарии.
Неслучайно в конце нулевых и в Махачкале, и в Магасе (в Магасе этот памятник вообще стал первым в городе) и в Назрани, и в Нальчике возводятся монументы и стелы погибшим в Великую Отечественную.
Памятник в Магасе открыт в 2010 году
Все это довольно красноречиво – сохранение и строительство новых идеологически значимых памятников есть попытка нового обретения общей истории, конструирования общей памяти, сохранения единого государственного пространства. Когда люди не нуждаются в едином государстве, памятники, символизирующие это единство, всегда сокрушаются в первую очередь, и никакие сдерживающие меры власти никогда не смогут остановить разрушительную энергию масс.
Очень интересный памятник появился в Махачкале не так давно – это памятник, как его называют в народе, «русской учительнице».
Памятник "русской учительнице" в Махачкале
В свое время я читала подборку журнала «Революция и горец», издававшегося в Ростове-на-Дону в 1920-1930-е годы, там есть очень много статистических отчетов о развитии образования и здравоохранения у горцев – всегда поражалась, сколько русских женщин приезжало на Кавказ в самые отдаленные горные школы, сколько людей они выучили, скольким помогли как врачи..сколько их осталось на Кавказе и сейчас встречаешь уже пожилых русских женщин, которые называют себя «лицами кавказской национальности».
Может быть, такие памятники в своем молчании лучше многих угоднических речей, произносимых чиновниками на помпезных заседаниях, формируют то, что почти уже не воспринимается всерьез и когда-то называлось «дружбой народов»?
О новых «локальных» героях, о том, почему Рамзан Кадыров демонтировал памятник своему отцу, об увековеченных трагедиях 2000-х годов, о «конфликтных» памятниках, о том, так ли нам нужен памятник Клизме – читайте в следующих постах…
Памятник Ленину – http://community.livejournal.com/ru_lenin/43632.html
Памятник Кирову - http://www.regnum.ru/news/987897.html