Радикальный ислам в молодежной среде на Северном Кавказе одна тема и 2 сообщения

окт. 12, 2014 18:54

Victor
180 сообщений

Добрый вечер коллеги. Перед нашей дискуссией несколько предварительных замечаний.

1. Прошу соблюдать правила "Кавказского узла", который предоставил нам данную площадку. Они здесь - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/162647/

2. Здесь можно прочитать информацию о безопасной работе в интернете. https://advokat.kavkaz-uzel.ru/pages/security

Наш докладчик - Магомед Магомедов, прошу любить и жаловать.

Коллеги. Перед дискуссией напоминаю - у нас ИЗМЕНЕНИЯ в правилах. Теперь, прежде чем писать вопрос или комментарий - проинформируйте модератора о своем желании в нашей беседе на Фейсбуке. Это поможет нам более упорядоченно дискутировать и обмениваться мнениями. Приоритет для нас - вопросы докладчику по докладу и его теме. Думаю будем группировать вопросы по три, а потом дожидаться ответов Магомеда. После того, как иссякнут вопросы я опубликую рецензию Ахмета Ярлыкапова, и Магомед ее прокомментирует. А потом уже каждый получит возможность изложить свое видение проблемы, прокомментировать чужое мнение и так далее. В ходе дискуссии мы будем делать 10-минутные перерывы.

Удачи всем!

окт. 12, 2014 19:02

Magomed 26
46 сообщений

Радикальный ислам в молодежной среде

 

В XXI веке вместе с процессами глобализации в мире увеличивается количество мусульман, живущих в иноконфессиональных регионах. Это происходит в основном за счет миграции исламского населения в Европу и Америку. Основным последствием глобализации является соприкосновение европейской и восточной культуры. Одной из точек, где происходит это взаимодействие, является Кавказ, где исламская идеология трансформируется в различные формы, в том числе и в радикальный ислам.

Радикальный ислам в широком смысле – это крайняя точка зрения в исламе, т.е. именно идеология непринятия других точек зрения. Основная проблема формирования политики по отношению к мусульманам Кавказа заключается в том, что нет единой трактовки понятия «радикальный ислам». В большинстве СМИ верующие мусульмане воспринимаются как радикалы, а в самом исламском обществе радикализм воспринимается как отдельная секта. Однако как в отечественном исламоведении, так и в зарубежном, до сих пор не сложился адекватный понятийный аппарат изучения процессов радикализации и политизации ислама. Исламский фундаментализм, салафизм, исламский радикализм, ваххабизм, исламизм – огромное множество концептов, с помощью которых научное сообщество пытается анализировать происходящие в мусульманском мире процессы, - считает известный исследователь ислама А. Малашенко[1]. Наличие такого большого количества терминов, описывающих одно и то же явление, порождает терминологическую путаницу.

Термин «радикальный ислам» почти всегда путают с понятиями исламизм и фундаментализм. «Под исламизмом обычно понимается идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате»[2]. То есть любой мусульманин может быть исламистом, но не каждый будет радикальным мусульманином. Термин «фундаментализм» исследователи обычно относят к тем течениям и движениям, которые ратуют за возврат к первоначальному исламу. Таким течением является салафизм. Как уже пояснялось в немалом числе исламоведческих работ, для салафизма (от араб. Салаф - “предки”) главной является мысль о том, что на протяжении веков ислам искажался, в него все время привносились новые элементы, в том числе противоречащие исконному исламскому учению.

В России радикальный ислам имеет исторические корни, во время Кавказской войны именно ислам в форме мюридизма был основной идеологией сопротивления горцев. Сегодня арабский вариант ислама (салафизм) вступает в противоречие с исламом на Кавказе (традиционный ислам, например суфийский). Нужно подчеркнуть, что на Кавказе салафизм приобрел особую форму: крайний салафизм (для которого характерны сепаратизм, бандитизм, терроризм и т.д.) и умеренный салафизм, не признающий агрессии.

Борьба с радикальным исламом шла еще в советское время, но основное распространение получила в 90-е годы XXв., когда на территорию Кавказа начали проникать иностранные проповедники. Видя внутренние противоречия между представителями традиционного ислама и салафизма, республиканские власти начали борьбу с представителями салафизма. Представители традиционного ислама, в том числе суфизма, ваххабитами называли всех салафитов и попытались повлиять на них с помощью закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории республики Дагестан»[3] (и подобных ему), который так и не заработал, так как трудно было понять, к кому именно относится данный термин. Этот закон не прошел экспертизу в Госдуме, так как его инициаторы не смогли объяснить, что такое «ваххабизм», и законодатели решили, что нельзя запретить религиозное течение. В узком и точном смысле слова термин «ваххабизм»  означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммедом Ибн Абд аль-Ваххабом из Неджда. В более широком смысле слово «ваххабизм» сегодня употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Именно это широкое толкование термина привело к его политизации, что делает  использование этого термина в научном исследовании затруднительным.

На Кавказе трансформация ислама началась вместе с появлением салафизма, особенно сложный период был во время чеченского конфликта, когда радикальный ислам стал основным объединяющим фактором для сепаратистов, поставивших своей целью создание шариатского государства на территории России - «Имарат Кавказ».

Основные идеи радикальных мусульман таковы:

1. Создание исламского халифата на территории Кавказа, в будущем - по всему миру. Создание исламского халифата «Государство Ирака и Леванта» на территории Ирака было очень значимым событием для радикальных мусульман. Об этом говорит реакция многих молодых людей СКФО на это событие, о чем они сообщают в социальных сетях. В страницах Facebook распространяются лозунги «Теперь  у нас есть Халифат!!!» и т.п.

2. Ислам будет распространен по всему миру, но в отличие от мирного ислама, предполагает распространение с применением силы в том числе.

3. Мировой джихад против неверных и лицемеров, в лице лицемеров исламисты видят мусульман, которые выступают против их идей. Данная идея свойственна молодежи, в том числе и Кавказской, так как она делает их героями в лице друг друга, а других - предателями.

Кроме идеологических мотивов можно рассмотреть иные причины экстремистской и террористической деятельности. В качестве примера можно привести данные социологического опроса, проходившего в г. Махачкала[4]. Большая часть 60,6% респондентов считают, что молодые люди становятся террористами под влиянием пропаганды и уговоров среди своего окружения. Почти половина 47,5% видят, прежде всего, корыстные мотивы террористической активности, люди «уходят в лес», чтобы заработать денег. Если рассматривать в гендерном разрезе, то примерно одинаковое число людей считает, что на «уход в лес» толкают преступные связи (уходит тот, кто имеет проблемы с законом) или же религиозные мотивы (например, защита «истинного» ислама) – 21,7% и 21% соответственно. Заметна разница между взглядами мужчин и женщин: связь проблем с законом у потенциальных террористов и террористической деятельности замечают 27,4% мужчин и лишь 18% женщин. Религиозные причины терроризма видят 23,2% мужчин и 19,6% женщин. Среди наименее значимых причин - противоправные действия правоохранительных органов (16,2%) и протест против несправедливости в республике (15,8%). Причем, связь между противоправными действиями правоохранителей и терроризмом видят 19,5% молодых мужчин и лишь 14,1% женщин

Большинство молодых радикалов со временем становится более умеренными, но при наличии внутренних факторов конфликтности в регионе они могут религиозно мотивировать свою ненависть к тем или иным группам или общностям. Учитывая, что с радикальными идеями молодежь сталкивается постоянно, выбор кавказской молодежи приходится делать все чаще, что делает каждого мусульманина потенциальным радикалом. Из-за слабости традиционных исламских общин и присутствия радикальных идеологий для молодых мусульман радикальная идеология оказывается гораздо привлекательнее. Так же интересно сравнить отношение к экстремизму и терроризму среди мужчин и женщин

         В исламском сообществе имеется такая точка зрения, что понятие «радикальный ислам» не существует и это очередной ярлык на исламскую общину. Однако игнорировать присутствие радикального ислама на Кавказе не следует, так как в каждой исламской общине есть радикальные отдельные мусульманские группы, в основном состоящие из молодежи.

 

[1] Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект. М. 2006 г. С 46.

[2] Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор //Независимая газета. №8. 2000г. 

[3] Электронный фонд, правовой и нормативно-технической документации// О ЗАПРЕТЕ ВАХХАБИТСКОЙ И ИНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: http://docs.cntd.ru/document/802037545

[4]  Социологический опрос г. Махачкала, опрошено 420 человек, Лебедев В.С. 2013 г.

окт. 12, 2014 19:21

Igor Sinelnikov
48 сообщений

Автор говорит дихотомии восточной и европейской культуры, и их столкновении на Северном Кавказе. Однако, не является ли такое разделение упрощением, категоризацией, в которую мы пытаемся запихнуть более сложные процессы? Ведь упрощение как раз и является одним из инструментов радикальных идеологий.

окт. 12, 2014 19:21

Victor
180 сообщений

Добрый день, спасибо за доклад!

Вопрос такой, пока на закуску. Так все-таки, радикальный ислам - он радикален потому что не приемлет альтернативных точек зрения? Или можно говорить еще и о важности радикализма методов достижения поставленных целей?

Спасибо.

окт. 12, 2014 19:23

Magomed 26
46 сообщений

цитата:

Igor Sinelnikov

Автор говорит дихотомии восточной и европейской культуры, и их столкновении на Северном Кавказе. Однако, не является ли такое разделение упрощением, категоризацией, в которую мы пытаемся запихнуть более сложные процессы? Ведь упрощение как раз и является одним из инструментов радикальных идеологий.

Согласен, такие столкновения на мой  взгляд больше происходят на территорий Палестины, Сирии, Египта, но важность Кавказа тоже нельзя оставлять в стороне, для этого такое введение.

окт. 12, 2014 19:26

Magomed 26
46 сообщений

цитата:

Victor

Добрый день, спасибо за доклад!

Вопрос такой, пока на закуску. Так все-таки, радикальный ислам - он радикален потому что не приемлет альтернативных точек зрения? Или можно говорить еще и о важности радикализма методов достижения поставленных целей?

Спасибо.

Неприятие можно сказать прикрыте верхушка айзберга, больше важна выделение своей особенности исключительности. А о достижении целей, то все по разному проявляется. я сичтаю все таки это зависит от территорий, разница конфликтов на лицо, Украина и Кавказ, кофликты на Кавказе носят гораздо жестокий характер

окт. 12, 2014 19:27

Artur Iusupov
5 сообщений

Могу согласиться с мнением автора по поводу важности проблемы радикализации ислама, но не могу рассматривать данную проблему в том же ракурсе что и уважаемый докладчик. Дело не только в распространении радикальынх форм религиозных взглядов и убеждений. Проблема, как мне кажется, заключается скорее в недостаточном государственном регулировании религиозной (читай: культурной) сферы. Как бы это пространно не звучало, тем более в светском государстве. Но не будем вдаваться в иллюзии. Даже то, что по конституции выпадает из обязанностей государства так или иначе должно государством регулироваться. Тем более, что вопрос стоит даже не в самом радикальном исламе, сколько в той молодежи, что может придерживаться догматов радикального ислама. Поэтому проблема молодежи снова относит нас к вопросу о государственном регилировании, но уже сферы молодежной политики и управления. Предлагаю докладчику и всем участникам дискуссии немного расширить круг проблем и включить пункт государственного управления в качестве основополагающего.

окт. 12, 2014 19:31

Джа
14 сообщений

Спасибо за доклад, Магомед. Честно говоря,  мало общего увидел между темой и самим текстом доклада.  Ты даешь определение "радикализму" с которым можно не согласиться. Так, если "умеренные салафиты" для Дагестана нормальное явление, то для Чечни - это что-то террористическое. Мне кажется Ислам на Кавказе нельзя рассматривать как что-то общее в одном регионе. Также ты пишешь, что салафизм оформился во время конфликта в Чечне. Во время какого? Первая была преимущественно светская, как пишут многие эксперты. А группировка "имарат Кавказа" создана только в 2007 году, что-ли.

окт. 12, 2014 19:32

Magomed 26
46 сообщений

цитата:

Artur Iusupov

Могу согласиться с мнением автора по поводу важности проблемы радикализации ислама, но не могу рассматривать данную проблему в том же ракурсе что и уважаемый докладчик. Дело не только в распространении радикальынх форм религиозных взглядов и убеждений. Проблема, как мне кажется, заключается скорее в недостаточном государственном регулировании религиозной (читай: культурной) сферы. Как бы это пространно не звучало, тем более в светском государстве. Но не будем вдаваться в иллюзии. Даже то, что по конституции выпадает из обязанностей государства так или иначе должно государством регулироваться. Тем более, что вопрос стоит даже не в самом радикальном исламе, сколько в той молодежи, что может придерживаться догматов радикального ислама. Поэтому проблема молодежи снова относит нас к вопросу о государственном регилировании, но уже сферы молодежной политики и управления. Предлагаю докладчику и всем участникам дискуссии немного расширить круг проблем и включить пункт государственного управления в качестве основополагающего.

Я, что бы не уходить от темы скажу, что да государтво имеет важную роль в рел=шении проблемы любого экстремизма. Все духовные лидеры говорят о совместной работе над этой проблемой. После распада союза была потеряна четкое направление и только сегодня в форме нового современного подхода пытаются влиять, но решить пока это врядли удастся. А вообще по предложению буду ждать уточняющие вопросы.

окт. 12, 2014 19:33

saida sirazhudinova
86 сообщений

Я думаю, что основная проблема региона это явное столкновение глобализации и глокализации, причем радикализм в исламе я бы отнесла именно к глобализационным процессам, так как арбизация это тоже глобальный процесс, его вторая ветвь. В данном случае на глокальное и эффективно опираться, для преодоления радикализма. Что думает об этом автор доклада? Может быть он видит иные пути? 

 

Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана Жители Краснодара потребовали пересмотреть новый проект генплана НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Новый генплан нарушает права десятков тысяч жителей Краснодара, заявили собравшиеся на митинг горожане. Участники акции записали видеобращение на имя президента Путина с просьбой вмешаться в ситуацию. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405231 04 ноября 2024, 01:54 Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных Ереван: участники акции памяти рассказали истории репрессированных родных НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".18+ В Ереване прошла ежегодная акция "Возвращение имен". На ней участники зачитали более 150 имен репрессированных в годы советской власти. В Армении акция проводится в четвертый раз. Посетившие мероприятие рассказали корреспонденту «Кавказского узла» о репрессиях родственников и о том, почему важно не забывать те трагедии. 29 октября 2024, 23:28 Акция в Тбилиси: что требуют протестующие Акция в Тбилиси: что требуют протестующие НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Жители Грузии, не согласные с итогами парламентских выборов, вышли на протест и перекрыли проспект Руставели в Тбилиси. Они потребовали провести новые выборы под эгидой международной избирательной комиссии. Президент Саломе Зурабишвили выступила перед протестующими указав, что на выборах «украли» голоса избирателей. Оппозиционеры заявили, что не смирятся с итогами выборов со множеством нарушений. Подробнее: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/405031 28 октября 2024, 23:15 Грузия протестует: последний шанс стать Европой Грузия протестует: последний шанс стать Европой НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Сторонники вступления Грузии в Евросоюз провели 20 октября шествие и митинг в Тбилиси. Акция прошла на фоне отказа членов Евросоюза от встреч на высоком уровне с правительством Грузии. Процесс евроинтеграции Грузии был приостановлен после вступления в силу закона "О прозрачности иностранного влияния". Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404782 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 20 октября 2024, 23:24 Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении Сельчане полгода ждали компенсации после наводнения в Армении НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Только спустя полгода семьям, чьи дома пострадали от наводнения в Армении, начали выплачивать компенсации. Жители общины Алаверди рассказали, что на полученные недавно деньги начали восстанавливать свои дома. Читайте подробнее на "Кавказском узле": https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/404636 Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot 16 октября 2024, 19:19 Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? Wildberries: смогут ли кадыровцы избежать кровной мести? НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО". 18+ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/cknot Встреча делегаций Чечни и Ингушетии после перестрелки в офисе Wildberries закончилась взаимными обвинениями и угрозами. Адам Делимханов призвал "рубить головы", рассказал член Национального совета Ингушетии Муса Албогачиев. При этом сам Албогачиев заявил: "Мы не можем прощать кровь, для этого есть свои хозяева — кровники". Кто прав? Кто виноват? Кому должна принадлежать компания Wildberries? — такими вопросами "Кавказский узел" не занимается. "Кавказский узел" беспокоят последствия этого конфликта для региона на фоне его дальнейшей эскалации. Вмешательство кадыровцев уже привело к кровопролитию. Теперь их провальная попытка примирения может запустить механизм кровной мести. 03 октября 2024, 19:11