Радикальный ислам в молодежной среде на Северном Кавказе одна тема и 2 сообщения
окт. 12, 2014 18:54
Victor
|
Добрый вечер коллеги. Перед нашей дискуссией несколько предварительных замечаний. 1. Прошу соблюдать правила "Кавказского узла", который предоставил нам данную площадку. Они здесь - http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/162647/ 2. Здесь можно прочитать информацию о безопасной работе в интернете. https://advokat.kavkaz-uzel.ru/pages/security Наш докладчик - Магомед Магомедов, прошу любить и жаловать. Коллеги. Перед дискуссией напоминаю - у нас ИЗМЕНЕНИЯ в правилах. Теперь, прежде чем писать вопрос или комментарий - проинформируйте модератора о своем желании в нашей беседе на Фейсбуке. Это поможет нам более упорядоченно дискутировать и обмениваться мнениями. Приоритет для нас - вопросы докладчику по докладу и его теме. Думаю будем группировать вопросы по три, а потом дожидаться ответов Магомеда. После того, как иссякнут вопросы я опубликую рецензию Ахмета Ярлыкапова, и Магомед ее прокомментирует. А потом уже каждый получит возможность изложить свое видение проблемы, прокомментировать чужое мнение и так далее. В ходе дискуссии мы будем делать 10-минутные перерывы. Удачи всем! |
окт. 12, 2014 19:02
Magomed 26
|
Радикальный ислам в молодежной среде
В XXI веке вместе с процессами глобализации в мире увеличивается количество мусульман, живущих в иноконфессиональных регионах. Это происходит в основном за счет миграции исламского населения в Европу и Америку. Основным последствием глобализации является соприкосновение европейской и восточной культуры. Одной из точек, где происходит это взаимодействие, является Кавказ, где исламская идеология трансформируется в различные формы, в том числе и в радикальный ислам. Радикальный ислам в широком смысле – это крайняя точка зрения в исламе, т.е. именно идеология непринятия других точек зрения. Основная проблема формирования политики по отношению к мусульманам Кавказа заключается в том, что нет единой трактовки понятия «радикальный ислам». В большинстве СМИ верующие мусульмане воспринимаются как радикалы, а в самом исламском обществе радикализм воспринимается как отдельная секта. Однако как в отечественном исламоведении, так и в зарубежном, до сих пор не сложился адекватный понятийный аппарат изучения процессов радикализации и политизации ислама. Исламский фундаментализм, салафизм, исламский радикализм, ваххабизм, исламизм – огромное множество концептов, с помощью которых научное сообщество пытается анализировать происходящие в мусульманском мире процессы, - считает известный исследователь ислама А. Малашенко[1]. Наличие такого большого количества терминов, описывающих одно и то же явление, порождает терминологическую путаницу. Термин «радикальный ислам» почти всегда путают с понятиями исламизм и фундаментализм. «Под исламизмом обычно понимается идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате»[2]. То есть любой мусульманин может быть исламистом, но не каждый будет радикальным мусульманином. Термин «фундаментализм» исследователи обычно относят к тем течениям и движениям, которые ратуют за возврат к первоначальному исламу. Таким течением является салафизм. Как уже пояснялось в немалом числе исламоведческих работ, для салафизма (от араб. Салаф - “предки”) главной является мысль о том, что на протяжении веков ислам искажался, в него все время привносились новые элементы, в том числе противоречащие исконному исламскому учению. В России радикальный ислам имеет исторические корни, во время Кавказской войны именно ислам в форме мюридизма был основной идеологией сопротивления горцев. Сегодня арабский вариант ислама (салафизм) вступает в противоречие с исламом на Кавказе (традиционный ислам, например суфийский). Нужно подчеркнуть, что на Кавказе салафизм приобрел особую форму: крайний салафизм (для которого характерны сепаратизм, бандитизм, терроризм и т.д.) и умеренный салафизм, не признающий агрессии. Борьба с радикальным исламом шла еще в советское время, но основное распространение получила в 90-е годы XXв., когда на территорию Кавказа начали проникать иностранные проповедники. Видя внутренние противоречия между представителями традиционного ислама и салафизма, республиканские власти начали борьбу с представителями салафизма. Представители традиционного ислама, в том числе суфизма, ваххабитами называли всех салафитов и попытались повлиять на них с помощью закона «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории республики Дагестан»[3] (и подобных ему), который так и не заработал, так как трудно было понять, к кому именно относится данный термин. Этот закон не прошел экспертизу в Госдуме, так как его инициаторы не смогли объяснить, что такое «ваххабизм», и законодатели решили, что нельзя запретить религиозное течение. В узком и точном смысле слова термин «ваххабизм» означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммедом Ибн Абд аль-Ваххабом из Неджда. В более широком смысле слово «ваххабизм» сегодня употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Именно это широкое толкование термина привело к его политизации, что делает использование этого термина в научном исследовании затруднительным. На Кавказе трансформация ислама началась вместе с появлением салафизма, особенно сложный период был во время чеченского конфликта, когда радикальный ислам стал основным объединяющим фактором для сепаратистов, поставивших своей целью создание шариатского государства на территории России - «Имарат Кавказ». Основные идеи радикальных мусульман таковы: 1. Создание исламского халифата на территории Кавказа, в будущем - по всему миру. Создание исламского халифата «Государство Ирака и Леванта» на территории Ирака было очень значимым событием для радикальных мусульман. Об этом говорит реакция многих молодых людей СКФО на это событие, о чем они сообщают в социальных сетях. В страницах Facebook распространяются лозунги «Теперь у нас есть Халифат!!!» и т.п. 2. Ислам будет распространен по всему миру, но в отличие от мирного ислама, предполагает распространение с применением силы в том числе. 3. Мировой джихад против неверных и лицемеров, в лице лицемеров исламисты видят мусульман, которые выступают против их идей. Данная идея свойственна молодежи, в том числе и Кавказской, так как она делает их героями в лице друг друга, а других - предателями. Кроме идеологических мотивов можно рассмотреть иные причины экстремистской и террористической деятельности. В качестве примера можно привести данные социологического опроса, проходившего в г. Махачкала[4]. Большая часть 60,6% респондентов считают, что молодые люди становятся террористами под влиянием пропаганды и уговоров среди своего окружения. Почти половина 47,5% видят, прежде всего, корыстные мотивы террористической активности, люди «уходят в лес», чтобы заработать денег. Если рассматривать в гендерном разрезе, то примерно одинаковое число людей считает, что на «уход в лес» толкают преступные связи (уходит тот, кто имеет проблемы с законом) или же религиозные мотивы (например, защита «истинного» ислама) – 21,7% и 21% соответственно. Заметна разница между взглядами мужчин и женщин: связь проблем с законом у потенциальных террористов и террористической деятельности замечают 27,4% мужчин и лишь 18% женщин. Религиозные причины терроризма видят 23,2% мужчин и 19,6% женщин. Среди наименее значимых причин - противоправные действия правоохранительных органов (16,2%) и протест против несправедливости в республике (15,8%). Причем, связь между противоправными действиями правоохранителей и терроризмом видят 19,5% молодых мужчин и лишь 14,1% женщин Большинство молодых радикалов со временем становится более умеренными, но при наличии внутренних факторов конфликтности в регионе они могут религиозно мотивировать свою ненависть к тем или иным группам или общностям. Учитывая, что с радикальными идеями молодежь сталкивается постоянно, выбор кавказской молодежи приходится делать все чаще, что делает каждого мусульманина потенциальным радикалом. Из-за слабости традиционных исламских общин и присутствия радикальных идеологий для молодых мусульман радикальная идеология оказывается гораздо привлекательнее. Так же интересно сравнить отношение к экстремизму и терроризму среди мужчин и женщин В исламском сообществе имеется такая точка зрения, что понятие «радикальный ислам» не существует и это очередной ярлык на исламскую общину. Однако игнорировать присутствие радикального ислама на Кавказе не следует, так как в каждой исламской общине есть радикальные отдельные мусульманские группы, в основном состоящие из молодежи.
[1] Малашенко А. Исламская альтернатива и исламистский проект. М. 2006 г. С 46. [2] Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор //Независимая газета. №8. 2000г. [3] Электронный фонд, правовой и нормативно-технической документации// О ЗАПРЕТЕ ВАХХАБИТСКОЙ И ИНОЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: http://docs.cntd.ru/document/802037545 [4] Социологический опрос г. Махачкала, опрошено 420 человек, Лебедев В.С. 2013 г. |
окт. 12, 2014 19:21
Igor Sinelnikov
|
Автор говорит дихотомии восточной и европейской культуры, и их столкновении на Северном Кавказе. Однако, не является ли такое разделение упрощением, категоризацией, в которую мы пытаемся запихнуть более сложные процессы? Ведь упрощение как раз и является одним из инструментов радикальных идеологий. |
окт. 12, 2014 19:21
Victor
|
Добрый день, спасибо за доклад! Вопрос такой, пока на закуску. Так все-таки, радикальный ислам - он радикален потому что не приемлет альтернативных точек зрения? Или можно говорить еще и о важности радикализма методов достижения поставленных целей? Спасибо. |
окт. 12, 2014 19:23
Magomed 26
|
цитата:
Igor Sinelnikov Автор говорит дихотомии восточной и европейской культуры, и их столкновении на Северном Кавказе. Однако, не является ли такое разделение упрощением, категоризацией, в которую мы пытаемся запихнуть более сложные процессы? Ведь упрощение как раз и является одним из инструментов радикальных идеологий. Согласен, такие столкновения на мой взгляд больше происходят на территорий Палестины, Сирии, Египта, но важность Кавказа тоже нельзя оставлять в стороне, для этого такое введение. |
окт. 12, 2014 19:26
Magomed 26
|
цитата:
Victor Добрый день, спасибо за доклад! Вопрос такой, пока на закуску. Так все-таки, радикальный ислам - он радикален потому что не приемлет альтернативных точек зрения? Или можно говорить еще и о важности радикализма методов достижения поставленных целей? Спасибо. Неприятие можно сказать прикрыте верхушка айзберга, больше важна выделение своей особенности исключительности. А о достижении целей, то все по разному проявляется. я сичтаю все таки это зависит от территорий, разница конфликтов на лицо, Украина и Кавказ, кофликты на Кавказе носят гораздо жестокий характер |
окт. 12, 2014 19:27
Artur Iusupov
|
Могу согласиться с мнением автора по поводу важности проблемы радикализации ислама, но не могу рассматривать данную проблему в том же ракурсе что и уважаемый докладчик. Дело не только в распространении радикальынх форм религиозных взглядов и убеждений. Проблема, как мне кажется, заключается скорее в недостаточном государственном регулировании религиозной (читай: культурной) сферы. Как бы это пространно не звучало, тем более в светском государстве. Но не будем вдаваться в иллюзии. Даже то, что по конституции выпадает из обязанностей государства так или иначе должно государством регулироваться. Тем более, что вопрос стоит даже не в самом радикальном исламе, сколько в той молодежи, что может придерживаться догматов радикального ислама. Поэтому проблема молодежи снова относит нас к вопросу о государственном регилировании, но уже сферы молодежной политики и управления. Предлагаю докладчику и всем участникам дискуссии немного расширить круг проблем и включить пункт государственного управления в качестве основополагающего. |
окт. 12, 2014 19:31
Джа
|
Спасибо за доклад, Магомед. Честно говоря, мало общего увидел между темой и самим текстом доклада. Ты даешь определение "радикализму" с которым можно не согласиться. Так, если "умеренные салафиты" для Дагестана нормальное явление, то для Чечни - это что-то террористическое. Мне кажется Ислам на Кавказе нельзя рассматривать как что-то общее в одном регионе. Также ты пишешь, что салафизм оформился во время конфликта в Чечне. Во время какого? Первая была преимущественно светская, как пишут многие эксперты. А группировка "имарат Кавказа" создана только в 2007 году, что-ли. |
окт. 12, 2014 19:32
Magomed 26
|
цитата:
Artur Iusupov Могу согласиться с мнением автора по поводу важности проблемы радикализации ислама, но не могу рассматривать данную проблему в том же ракурсе что и уважаемый докладчик. Дело не только в распространении радикальынх форм религиозных взглядов и убеждений. Проблема, как мне кажется, заключается скорее в недостаточном государственном регулировании религиозной (читай: культурной) сферы. Как бы это пространно не звучало, тем более в светском государстве. Но не будем вдаваться в иллюзии. Даже то, что по конституции выпадает из обязанностей государства так или иначе должно государством регулироваться. Тем более, что вопрос стоит даже не в самом радикальном исламе, сколько в той молодежи, что может придерживаться догматов радикального ислама. Поэтому проблема молодежи снова относит нас к вопросу о государственном регилировании, но уже сферы молодежной политики и управления. Предлагаю докладчику и всем участникам дискуссии немного расширить круг проблем и включить пункт государственного управления в качестве основополагающего. Я, что бы не уходить от темы скажу, что да государтво имеет важную роль в рел=шении проблемы любого экстремизма. Все духовные лидеры говорят о совместной работе над этой проблемой. После распада союза была потеряна четкое направление и только сегодня в форме нового современного подхода пытаются влиять, но решить пока это врядли удастся. А вообще по предложению буду ждать уточняющие вопросы. |
окт. 12, 2014 19:33
saida sirazhudinova
|
Я думаю, что основная проблема региона это явное столкновение глобализации и глокализации, причем радикализм в исламе я бы отнесла именно к глобализационным процессам, так как арбизация это тоже глобальный процесс, его вторая ветвь. В данном случае на глокальное и эффективно опираться, для преодоления радикализма. Что думает об этом автор доклада? Может быть он видит иные пути?
|