Поход к могиле Анзорова продемонстрировал признание его в Чечне мучеником за веру
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Конный поход к могиле Абдуллаха Анзорова, обезглавившего учителя в Париже, показал, что часть жителей Чечни признает его шахидом, считают востоковед Ахмет Ярлыкапов и активист Руслан Кутаев. Участники похода рассматривают поступок Анзорова как битву за веру в современной трактовке, отмечает исламовед Леонид Сюкияйнен.
Как писал "Кавказский узел", группа всадников из разных районов Чечни 18 декабря совершила конный поход из Урус-Мартана в Шалажи, чтобы помолиться на могиле убитого во Франции Абдулака Анзорова, следует из обнародованного в Instagram видео. Акция вызвала одобрение авторов комментариев к этой новости.
Гражданин России, уроженец Чечни Абдулак (Абдуллах) Анзоров, получивший во Франции статус беженца, был убит в октябре полицейскими при попытке задержания. Перед этим он распространил видео, где держит в руках голову учителя истории и географии Самуэля Пати, который на уроке, посвященном свободе слова, демонстрировал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда из журнала Charlie Hebdo. Анзорова похоронили в селе Шалажи Урус-Мартановского района 6 декабря.
Участники конного похода, во время которого могила Анзорова называлась "зияртом", автоматически приравняли его к гази (мусульманам, участвующим в войне за веру), считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.
"Участники конного похода считали его мучеником на этом пути, а его могилу — достойной посещения. Другое дело, что не все с этим согласны", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ахмет Ярлыкапов.
Могилу Анзорова автор видео о конном походе называет "зияртом", а так у чеченцев принято называть место погребения святых. Говоря об Анзорове, он также употребляет термин "газават", который является разновидностью джихада и подразумевает вооруженную борьбу с "неверными" в расчете получить за это "вечное блаженство". Доехав до кладбища, всадники спешиваются, проходят в ворота и совершают молитву, прося Аллаха "принять газават" Анзорова.
В исламе, в том числе и на Кавказе, обычно подобными мучениками считались люди, погибшие в сражении, отметил ученый. "Например, есть могилы погибших во время Кавказской войны — особенно в период Имамата, с надписями, что это могилы гази, и они реально почитаются", — подчеркнул Ахмет Ярлыкапов.
С ним согласен профессор Высшей школы экономики, юрист и исламовед Леонид Сюкияйнен. Он также отметил, что участники похода считают Анзорова "отдавшим свою жизнь в защиту своих ценностей". "Подобная точка зрения была у части мусульман с самого начала этой истории", — заявил корреспонденту "Кавказского узла" Леонид Сюкияйнен.
По его словам, эти люди рассматривали деяния Анзорова как "битву с посягнувшим на святое, на религию в современной трактовке"», а в роли посягнувшего представлялся погибший учитель Самуэль Пати.
Участники похода абсолютно убеждены, что Анзоров — шахид, принявший смерть, защищая имя пророка, указывает президент международного общественно-политического движения "Ассамблея народов Кавказа" Руслан Кутаев.
"А убитого учителя они считают совершившим преступление в отношении пророка", — завил корреспонденту "Кавказского узла" Руслан Кутаев. Он уверен, что власти Чечни не имели к этому мероприятию никакого отношения. "Судя по тем данным, которые есть у меня, это была полностью инициатива молодежи, собравшейся в поход", — добавил активист.
Анзоров был богобоязненным юношей и вынужденно отреагировал на обсуждение карикатур на пророка Мухаммада как примера свободы слова, заявили его близкие в телесюжете государственной телекомпании "Грозный". Правозащитники расценили похороны и этот сюжет как кампанию по прославлению Анзорова, целенаправленно проводимую чеченскими властями.
Власти Чечни возвели Абдулака Анзорова в ранг национального героя и способствовали возвращению его тела на родину для похорон, считает журналистка "Новой газеты" Елена Милашина. Рамзан Кадыров разрешил похоронить Анзорова на родовом кладбище, что можно расценить как прямое выражение поддержки убийства французского учителя, указал ранее правозащитник Дмитрий Пискунов.
Отметим, что часть представителей тейпа Чинхой, к которому принадлежал Абдулак Анзоров, не была допущена на его похороны в село Шалажи. Закрытие села власти объяснили пандемией коронавируса.
источник: корреспондент "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08