Новая азербайджанская диверсия в Карабахе
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
5 марта произошла новая азербайджанская диверсия против Арцаха. Судя по имеющимся у полиции Арцаха свидетельствам и видеокадрам, азербайджанская диверсионная группа напала на микроавтобус «УАЗ», в котором были четверо сотрудников МВД Арцаха, следовавших из Степанакерта в села Хин Шен и Мец Шен. У полицейских не было тяжелого оружия, было лишь табельное, а также служебные документы. Трое полицейских погибло, один был тяжело ранен и теперь прооперирован.
Ниже – фотографии обстрела.
Азербайджанская сторона назвала причиной инцидента предотвращение провоза оружия в Арцах. Но полицейские ехали в села, оторванные от основной части Арцаха, а не из Армении в Арцах, условно – в обратном направлении. Так что это заявление всего лишь прикрывает очередную агрессию. МИД Армении это нападение характеризовал как терроризм. Вспомним также, что уже три месяца продолжается террористическая блокада Арцаха со стороны Азербайджана.
Проезд происходил на параллельной грунтовой проселочной дороге. Дело в том, что, хотя в результате блокады снабжение Арцаха полностью нарушено, но отдельные случаи проезда по параллельной дороге происходят для воссоединения семей и проезда физических лиц. 9 ноября 2020 года Азербайджан вышел на трассу вокруг города Шуши, и именно там сейчас стоят азербайджанские «активисты» под прикрытием армии, так что номинально они находятся на своей территории, пусть это и оккупированная территория Арцаха. А объездная дорога находится на территории, которую на 9 ноября контролировали армянские силы, так что азербайджанцы не должны там находиться без разрешения миротворцев.
Согласно армянскому изданию “Hetq”, инцидент произошел у населенных пунктов Халфали и Дюканлар Шушинского района, в 3,5 км по прямой линии от Гайбалишен и в 6 км юго-западнее от квартала Кркджан Степанакерта, в более чем 1 км. от зоны, перешедшей под контроль азербайджанцев. Примерная позиция произошедшего – на карте выше.
С армянской стороны сообщается, что атака была отбита, не было территориальных изменений, а азербайджанцы отошли, понеся потери – в СМИ сообщалось о числе погибших до 10 человек. Не исключено, что это преувеличение. Сколько их было в действительности, сейчас сказать трудно, но в заявлении Госдеп США выразил «сожаление» о как минимум 5 погибших, имея в виду также троих армян. Азербайджанское МО традиционно сообщило о погибших, «взорвавшихся на армянской мине», хотя там никаких мин нет, поскольку после войны 2020 года их не устанавливали. Но учитывая, что с сентября 2014 года в Азербайджане запрещена публикация информации о жертвах, полной и адекватной информации о числе погибших от Азербайджана не стоит ожидать, тем более в условиях тотально подконтрольного информационного поля и даже соцсетей.
Эта эскалация очень похожа на те, что Азербайджан регулярно предпринимал в период с 2011 по 2020 год, и они, как мы видим, были случаями «разведки боем», пристрелки, а также способом актуализировать собственную повестку. Часто такие инциденты происходили перед переговорами – или после них. Таким образом Алиев пытался напомнить о своих подходах и повлиять на переговорный процесс.
Сейчас переговорный процесс тоже в разгаре. С одной стороны, ведутся переговоры арцахцев с азербайджанцами, а с другой – переговоры Армении и Азербайджана «о заключении мирного договора», хотя очевидно, что азербайджанская повестка в реальности не подразумевает мира, а лишь новые уступки с армянской стороны и подготовку к новой войне.
6 марта вечером президент Арцаха Араик Арутюнян заявил: «Я проинформировал членов Совета безопасности о том, что встречи, организованные с азербайджанской стороной 24 февраля и 1 марта сего года по гуманитарным и инфраструктурным вопросам при посредничестве дислоцированных в Арцахе российских миротворческих сил, не дали результатов.Более того, после этого азербайджанская сторона передала нам по своим каналам, что либо мы должны принять интеграционную политику, либо решения существующих проблем не будет, наоборот, будут более жесткие и решительные шаги».
Как мы видим, переговоры сами по себе провалились, тем более что в условиях завышенных «ставок» Азербайджана иной исход просто невозможен. А «интеграционная политика», о которой говорят в Баку — это поглощение Арцаха Азербайджаном – но уже путем капитуляции армянской стороны. Именно для этого Азербайджан поднял истерию на тему «снабжения Арцаха оружием». Алиев говорит о мире с иностранными партнерами, но в то же время постоянно угрожает новой войной, и к их стыду, российские, также как и западные СМИ, эту ложь постоянно цитируют. В последний год в Арцах не провозятся даже патроны, но Азербайджан со своей стороны постоянно эскалирует ситуацию. Целью Алиева является разоружение Арцаха и последующая этническая чистка или резня местного населения. Именно к этому постоянно ведут свою линию правительственные СМИ Азербайджана, пропагандирующие ненависть к армянам по этническому принципу и ежедневно обвиняющие Армению во всех инцидентах, хотя понятно, что ресурсно более слабая сторона просто не может быть инициатором насилия, тем более с такой частотой.
Несколько дней назад, Пашинян, довольно комплементарно относящийся к Азербайджану заявил, что Баку готовит широкомасштабную войну против Армении. Это было еще до диверсии, диверсия лишь подчеркнула происходящее. Что может быть дальше?
Азербайджан уже три месяца держит в блокаде Арцах, а это, по сути, одна из разновидностей войны или, по меньшей мере, способ применения силы. Блокада не началась сама по себе – примерно за две-три недели до ее начала вокруг Арцаха началось накопление азербайджанских войск в атакующей конфигурации, что предполагает, что был подготовлен «план Б» - военный план. То есть, если бы арцахцы попытались разогнать псевдоактивистов, то вооруженные силы Азербайджана начали бы атаку, что показывает, что блокада является лишь острием проводимой всем государством политики. И политики, кстати, совершенно не новой – к примеру, во время конфликта конца 1980-ых гг., Азербайджан начал блокаду и Армении, и Нагорно-Карабахской области еще в 1988-9 гг., при СССР.
Вспомним также, что в более подходящих погодных условиях, Азербайджан регулярно прибегает к военной эскалации, нападениям и даже эпизодам войны, как это было в сентябре 2022 года. См. также:
· Новая азербайджанская агрессия против Армении (13 сентября 2022).
· Иностранные посольства предупреждают о риске новой войны со стороны Азербайджана (24 сентября 2022)
Здесь стоит говорить и о реакции нынешних армянских властей. Она ограничивается лишь заявлениями – в то время как Азербайджан строит военную инфраструктуру, проводит совместные с Турцией военные учения (причем практически каждый месяц, см. также), а армянское руководство за исключением заявлений и призывов не делает ничего, фактически развязывая Азербайджану руки.